Государства ЕС хотят допустить больше конкуренции на рынке закупок товаров военного назначения. Вчера министры обороны приняли в Брюсселе кодекс поведения, связанный с открытием национальных рынков вооружений. Соблюдение кодекса является делом добровольным: санкции в случае его нарушения не предусматриваются. Правительства в связи с ограниченностью военных бюджетов надеются за счет открытия рынка ЕС снизить затраты. ЕС ожидает импульса для всей внешней политики и политики в области безопасности.
До сих пор правила свободного внутреннего рынка ЕС на товары военного назначения, начиная с форменного головного убора и кончая боевым самолетом, не распространялись. Это привело к тому, что государства, реализуя большинство проектов по закупкам, отдавали предпочтение отечественным компаниям, даже если этого не требовали соображения безопасности. Каждый год в ЕС на военные закупки расходуются 37 миллиардов евро.
С июля 2006 года 23 государства ЕС - Дания участия не принимает, Испания медлит - будут объявлять конкурсы на заказы на поставки вооружений на общей Интернет-странице. Они также обязуются без принятия каких-либо правовых документов соблюдать при распределении заказов единые критерии и повышать прозрачность.
Конкурс не распространяется на закупки ядерного, химического и бактериологического оружия, шифровальные технологии, а также на совместные программы с третьими странами. На этом настаивали, прежде всего, Франция и Великобритания, поскольку они не хотели ставить под угрозу также свой экспорт вооружений в другие страны. Для Европейской комиссии и парламента ЕС кодекса поведения далеко недостаточно. Комиссар по внутреннему рынку Чарли МакКриви (Charlie McCreevy) хотел бы с помощью принятия правовых документов заставить государства-члены ЕС пойти на большую конкуренцию в секторе вооружений.
Несмотря на недостатки, уполномоченный ЕС по внешнеполитическим вопросам Хавьер Солана (Javier Solana) назвал принципиальное решение вехой. Он надеется, что тесное сотрудничество в вопросах закупок повысит военный потенциал Европы, расходующей на вооружения значительно меньше денег, чем, например, США. Открытие рынка рассматривается помимо этого как важный шаг на пути к концентрации и консолидации военной промышленности, где все еще господствуют большой национальный эгоизм и похожие на монополии структуры.