Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оранжевая революция - горькое послевкусие год спустя

Внутренние распри и всеобщее разочарование отравляют празднование годовщины революции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это случилось поздним вечером год назад - лидер украинской оппозиции Виктор Ющенко призвал к восстанию в связи с фальсификацией президентских выборов. Андрий Чуприн, дородный 43-летний предприниматель, услышал призыв к единению на залитой дождем киевской площади Независимости, сидя дома в столичном пригороде. 'Я схватил пальто и запрыгнул в последний поезд метро, ехавший на Майдан',- вспоминает

Это случилось поздним вечером год назад - лидер украинской оппозиции Виктор Ющенко призвал к восстанию в связи с фальсификацией президентских выборов.

Андрий Чуприн, дородный 43-летний предприниматель, услышал призыв к единению на залитой дождем киевской площади Независимости, сидя дома в столичном пригороде. 'Я схватил пальто и запрыгнул в последний поезд метро, ехавший на Майдан', - вспоминает он.

В ту первую ночь 21 ноября вахту держали только Андрий и горстка дрожащих оппозиционеров. Но через несколько дней к ним присоединились полмиллиона украинцев, которые размахивали транспарантами и выкрикивали требования об отмене президентских выборов, которые принесли победу премьер-министру Виктору Януковичу. 'Мы хотели жить в новой демократической стране без коррупции и подделок результатов голосования', - говорит Андрий.

В течение нескольких недель 'оранжевая революция' не сходила с заголовков СМИ по всему миру. В результате она принесла прозападному реформатору г-ну Ющенко президентский пост.

Год спустя эйфория от этой народной победы сменилась горьким разочарованием. Опрос общественного мнения на этой неделе показал, что 57% украинцев считают, что 'оранжевые' обещания не были выполнены. ' Как оказалось, наши новые лидеры стали действовать по старинке, подобно своим предшественникам', - говорит Андрий.

В течение двух с половиной месяцев он и тысячи других людей жили в палаточном городке в Киеве, отказываясь признать победу г-на Януковича, после того, как независимые наблюдатели доложили о фальсификации результатов выборов. Они носили оранжевые цвета партии г-на Ющенко 'Наша Украина', они встречали овацией речи соратницы Ющенко Юлии Тимошенко, которая стала символом революции во многом благодаря своей потрясающей внешности и прическе с традиционной крестьянской косой.

'Революционеры' были покрыты грязью, зачастую им было холодно и голодно, но их вдохновляли речи лидеров, которые обещали свергнуть режим Леонида Кучмы, уходящего в отставку президента и пережитка советской эпохи. 'Нас обуревали чувства братства и надежды', - вспоминает Андрий.

После победы г-на Ющенко его сторонники разошлись по домам, полные надежды на лучшее будущее. Но революционный энтузиазм потихоньку сошел на нет, а экономический рост вскоре прекратился по мере того, как нарастали разногласия между 'оранжевыми' лидерами по поводу курса развития страны. Пророссийски настроенные южные и восточные области страны, поддерживающие г-на Януковича, отказались от своих угроз по выходу из состава Украины, но им продолжали угрожать судебными исками. И в сентябре хрупкий союз команды г-на Ющенко распался, когда глава его секретариата подал в отставку и обвинил ближайшее окружение президента в коррупции.

Эти обвинения - опровергнутые и до сих пор недоказанные - побудили подать в отставку двух других высокопоставленных политиков еще до того, как вмешался президент и отправил в отставку г-жу Тимошенко и все ее правительство. Как выяснилось, Тимошенко боролась за власть с Петром Порошенко, главой Службы безопасности Украины, ее бывшим конкурентом в борьбе за пост премьер-министра.

В ответ на увольнение разъяренная Тимошенко обвинила президента в 'разрушении их публичного союза' и обещала возглавить свой парламентский блок во время выборов в марте следующего года.

Ветераны Майдана были ошеломлены пропастью разверзшейся между 'звездами революции', которые теперь пылают такой ненавистью друг к другу, что во вторник во время празднования годовщины революции отказались стоять рядом на одной сцене. Оксана Потапенко, 25 лет, которая помогала координировать поставки всего необходимого в палаточный городок, говорит: ' Многие считают, что Ющенко очень некрасиво поступил с Тимошенко. Мы больше не считаем его мессией'.

Президент еще больше рассердил своих последователей, когда подписал противоречивый меморандум со своим бывшим заклятым врагом, пророссийски настроенным г-ном Януковичем, в котором, помимо других положений, депутатам местных советов предоставлялся иммунитет от любых преследований.

'Можете считать это соглашение чем угодно, в том числе и предательством', - говорит Андрий Бондаренко, 34 года, активный сторонник 'оранжевой революции', который поставил первую палатку на Крещатике, центральной улице Киева. 'Мы думали, что бандиты, которые подделали результаты выборов, сядут за решетку, но этого не произошло из-за кулуарных политических сделок'.

Заявления, что 'оранжевый лагерь' спонсировал российский олигарх Борис Березовский, явились еще одним ударом. Г-ну Ющенко пришлось также извиняться за то, что он обозвал журналиста 'информационным киллером', когда тот опубликовал статью о роскошном образе жизни 19-летнего сына президента. Все эти скандалы нанесли урон популярности г-на Ющенко. Опубликованный на этой неделе опрос общественного мнения показал, что действия президента поддерживают 33% населения, по сравнению с 48% в феврале.

Олександр Зинченко, бывший помощник президента, чья отставка повлекла за собой правительственный кризис, продолжает утверждать, что его высокопоставленные коллеги держали 'смазочные фонды' и вымогали взятки от бизнесменов. 'После революции мы подверглись достаточно серьезному испытанию, так как получили огромный кредит доверия и, в принципе, могли просто вступить в должность и делать все, что хотим. В этом таилась опасность. И некоторые не выдержали это испытание', - говорит он.

Пока политики соревнуются за обладание 'короной революции', все головы уже повернуты в сторону мартовских выборов.

Недавние конституционные изменения означают, что новый премьер-министр со значительно возросшими полномочиями будет избран парламентским большинством, что превратит выборную кампанию в ожесточенную борьбу за власть.

После раскола партия г-на Ющенко 'Наша Украина' насчитывает 13,5%, партия Тимошенко 12.4%, лидирует 'Партия Регионов' г-на Януковича с 17,5% голосов.

В своей штаб-квартире в центре Киева Янукович больше не представляется мрачной личностью, потерпевшей поражение накануне Нового Года. Его спина выпрямилась, он снова ощущает уверенность в себе.

'Я ничуть не удивлен, - сказал он по поводу раскола среди 'оранжевых лидеров'. - Я ожидал, что начнутся разногласия. Я просто не ожидал, что они возникнут так скоро'.

Он говорит, что эта годовщина будет 'позорным празднованием' в честь путча, а не революции. 'Они с успехом разрушили хорошо налаженную экономику. Замечательные управленцы были уволены за свои политические взгляды. Высокая инфляция взвинтила цены. Рост заработных плат замедлился на 30%. Это сильно повлияло на жизнь обыкновенных людей'.

В Киеве небольшая часть жителей считает, что жизнь после революции стала лучше. 'Год назад у нас была только одна альтернатива, и мы выбрали правильный путь, - говорит Бондаренко, который собирается баллотироваться в парламент. - Теперь, по крайней мере, мы видим зарождение новой демократии'.

Сергий Лещенко, журналист Украинской Правды, начавший скандал вокруг сына Ющенко, согласен с Бондаренко: ' Свобода слова возросла на 500%'.

Новый Глава Секретариата г-на Ющенко Олег Рыбачук говорит, что 'оранжевые лидеры' снова объединяются. 'Страсти улеглись . . . Они все являются ответственными политиками и четко понимают, что мартовские выборы должны дать ответ на вторую часть вопроса - 'Будет ли будущее у демократических реформ на Украине, или нет?'. Так что команда опять собирается вместе'.

Но многие украинцы настроены скептически. Макс, водитель такси, вспомнил известную фразу бывшего председателя Правительства России Виктора Черномырдина: ' Хотели, как лучше, а получилось, как всегда'.