Российские власти уверены, что предстоящие парламентские выборы в Чечне консолидируют процесс 'институционализации' и политической нормализации. При этом отсутствует даже малейшее стремление изменить стратегию. По мнению посла РФ, те, кто хотел интегрироваться, уже сделали это; остались одни только террористы.
Новый посол Российской Федерации в Испании сетует на 'двойные стандарты' Европы при оценке чеченской ситуации и на ее нежелание воспринимать конфликт в республике как проблему, преимущественно связанную с терроризмом. Однако, по мнению Александра Кузнецова, необходимо преодолеть этап взаимных обвинений, чтобы перейти к этапу сотрудничества.
- Ситуация в Чечне никак не стабилизируется. Возможно, Москве было бы уместно сменить стратегию?
- Факты показывают, что ситуация нормализуется. За полгода уменьшилось число совершенных нападений. Идет процесс восстановления, признанный европейской 'тройкой'. Менять стратегию в начале крайне важного для политического процесса этапа не имеет смысла. 27 ноября пройдут парламентские выборы - демократические и прозрачные. Разумеется ситуация отлична от европейской, и, тем не менее, стоит дать шанс народному голосованию.
- Возможно ли проведение переговоров с мятежниками?
- Стоит задаться вопросом: переговоры с кем и ради чего? Те, кто хотел интегрироваться, уже сделали это; у тех, кто еще не сделал этого, есть такая возможность. Среди представленных на выборах кандидатов есть и бывшие боевики, которые сложили оружие, чтобы включиться в политический процесс. Те, кто остается вне этого процесса - террористы. Потому как попытка представить некоторых сепаратистов умеренными - вымысел.
- ОБСЕ и международные правозащитные организации заявляют о многочисленных фактах применения насилия в Чечне.
- Никто не отрицает фактов насилия и нарушения прав человека. . .Чечня более десятилетия жила в обстановке насилия. Чтобы справиться с ним, необходимо привести в действие органы правосудия. И именно этим заняты чеченские и федеральные власти.
- С каждым разом боевики все чаще устраивают нападения вне Чечни, например, в Кабардино-Балкарии. Какие цели они преследуют?
- У них уходит почва из-под ног, и они с каждым разом оказываются все более зависимыми от сетей международного терроризма, особенно от Аль-Каиды. И для оправдания оказываемой им поддержки они вынуждены все больше расширять границы своей борьбы под предлогом создания кавказского халифата.
- Существует ли угроза дестабилизации всего Кавказа?
- Необходимо опровергнуть возможность общей дестабилизации Северного Кавказа, доказательством чему могут служить события в Кабардино-Балкарии. Однако терроризм - всеобщая угроза, которая нависла не только над Россией.
- Материальное положение Чечни по-прежнему остается крайне тяжелым, и восстановления республики до сих пор не произошло.
- Все зависит от того, с какой позиции подходить к оценке ситуации. Инфраструктура в республике была полностью уничтожена. До настоящего времени многое было сделано в сфере строительства, образования, развития нефтяной промышленности. . . Разумеется, нам хотелось бы, чтобы процесс восстановления шел быстрее, а потому мы приветствуем предложения о международном сотрудничестве, в том числе предложения о помощи со стороны ЕС.
- В республике по-прежнему действует налаженная структура похищения людей?
- К сожалению, да. Эта проблема зависит от общего разрешения ситуации. Поэтому настолько важен процесс политической 'институционализации' и установления власти закона.