Кавказ, показанный в границах "Евразийских Балкан" в "Большой шахматной доске" Збигнева Бжезинского (Zbigniew Brzezinski), является регионом, в котором лежат жизненные интересы Турции. Два самых главных игрока Евразийских Балкан продолжают делать ходы на этой шахматной доске. Другие важные региональные игроки, Европейский Союз (ЕС), Турция и Иран, наряду с Китаем и Индией, которые постепенно начинают придавать значение данному региону, внимательно отслеживают происходящие события с точки зрения "что мы теряем" и "что мы можем выиграть". Такие вопросы, как энергетика, политика, военное дело и торговля, в которых эти игроки заинтересованы, сравнительно важны с их собственной точки зрения.
Тем не менее, каждый игрок, исходя из складывающейся ситуации и характеристики своей зоны интереса, ведет поиски различных союзников. Можно менять союзников по ходу изменения обстановки. Страной, в отношении которой разыгрывается больше всего игр, в настоящее время является Азербайджан, что обусловлено его ресурсами и стратегическим положением. Когда Российская Федерация, один из двух главных игроков, начинает оказывать больше давления на Азербайджан, эта страна, в соответствии со своей нынешней политикой нейтралитета, немедленно сближается с Соединенными Штатами. Когда Иран начинает оказывать больше давления на него, Азербайджан укрепляет свои отношения с Турцией.
Сильные и слабые стороны шахматистов
Мы уже видим, что эта ситуация долго не просуществует. Недавние выборы в Азербайджане породили надежду, что это ход, который имеет целью захватить королеву, хотя это еще не мат. В таком случае, чья королева будет захвачена? Пока что ничья королева не захвачена. Перед выборами народ считал, что проигрывает Россия. Но пока этого не случилось. Если принять во внимание, что Грузия - регион на шахматной доске, принадлежащий Соединенным Штатам, в то время как Армения принадлежит Российской Федерации, тогда Азербайджан, как самая процветающая страна региона, открытая для дальнейших событий, важен для двух главных игроков с точки зрения как стратегии, так и экономики.
С учетом перевода американской базы из Узбекистана, одной альтернативой является туркменская база в районе города Мары, тогда как другой - Азербайджан. Турция, которая имеет большее, чем другие тюркские республики, влияние на военный и частный секторы Азербайджана, и Иран, который проводит политику контроля Азербайджана с помощью заключенных им с Арменией договоренностей, являются другими важными региональными игроками. Хотя их вес в этой большой игре в данное время незначителен, они в любой момент могут получить свой шанс. Появление этого шанса зависит от ошибок, которые могут сделать два главных игрока, Россия и Соединенные Штаты, или от смены акцентов во внутренней политике этих региональных игроков. В этом плане можно сказать, что Соединенные Штаты пока еще не очень хорошо знают данный регион. Это одна из помех для Соединенных Штатов в регионе.
Хотя Россия утратила свое влияние на Грузию, нельзя говорить, что она полностью махнула рукой на эту страну. Россия, учитывая исторические, этнические и военные факторы, должна играть лидирующую роль как в регионе в целом, так и в Грузии, в частности. Совершенно ясно, что Россия никогда не станет безразличной к стратегическому положению Грузии в плане энергетических ресурсов вокруг Каспийского моря и их транспортировки во внешний мир, особенно, в Европу, через территорию России. Россия может попытаться продолжать оказывать свое влияние на Грузию через Южную Осетию и Абхазию. Если быть точным, Россия уже их использует. Эту перспективу подтверждает также предоставление местным жителям российского гражданства.
Факт осуществления оппозицией "бархатной революции" в ноябре 2003 года во время парламентских выборов в Грузии, одной из самых важных в стратегическом отношении стран Южного Кавказа, сблизившейся в результате этой революции с Соединенными Штатами, подтолкнул Россию к проведению политики, направленной на возврат того, что было потеряно в Грузии, путем распространения своего влияния на Армению. Однако Азербайджан, придерживавшийся до этого времени нейтральной политики, негативно отнесся к этому сотрудничеству и начал сближаться с США. Увеличение российского военного присутствия в Армении и вероятность того, что российское оружие может быть передано армянской армии в любое время по низкой цене, подвигли Азербайджан на демонстрацию нарастающего сопротивления политике России.
Страны ЕС, в частности Германия, проявляющие после второй мировой войны серьезный интерес к этому региону из-за его нефтяных ресурсов, очень хотят стать участниками ведущейся на Кавказе игры. У них нет каких-либо серьезных инструментов для того, чтобы стать успешными и влиятельными игроками. Однако их зависимость от энергоресурсов, наряду с тем фактом, что окружающий Каспийское море регион станет вторым в мире по запасам нефти, заставляет эти страны направлять основные усилия на то, чтобы не позволить США иметь влияние в регионе. Недостаточная военная мощь и их удаленность от региона ставят эти страны в невыгодное положение. Проблема расстояния будет присутствовать всегда, пока Турция не присоединится к Евросоюзу.
Хотя Турция, благодаря таким факторам, как военная мощь, географическая близость, экономическое влияние, исторические связи, этническое единство и знание региона, всегда будет проявлять активность и всегда будет готова стать влиятельной силой в регионе, особенно в Азербайджане, Иран всегда будет считать это влияние пассивным. Иран будет стремиться к сохранению слабости Азербайджана, к контролю над азербайджанскими турками и будет искать способы ослабления Турции, на Кавказе в частности и на Ближнем Востоке в целом, считая, что растущее влияние Турции в регионе пойдет ему во вред.
Возможность того, что турецкие группы в Иране, такие как южно-азербайджанские турки, хорасанские турки, туркмены и кашгарские турки, в будущем демократическими путями смогут обрести влияние в иранской администрации, беспокоит Соединенные Штаты не меньше, чем Иран. Турция, если она достигнет Средней Азии через Иран, в 21-м веке на Западе может стать тем же, чем стал развивающийся Китай в Азии. Тюркские республики Средней Азии выступают за политическое развитие союза, который изначально возникнет как экономический.
Будущие поколения в этих странах тепло воспримут подобный союз. Поэтому слухи о том, что Иран прилагает усилия к тому, чтобы систематически расселять курдские племена между азербайджанскими турками и Турцией вдоль линии, тянущейся с севера на юг в той части Ирана, где он граничит с Турцией, очень важны. Регион приобретает возрастающее значение не только для Соединенных Штатов, России, Турции и Ирана, но так же для Китая и Индии. Имеются слухи, что Индия и особенно Китай в последние месяцы предпринимали шаги к тому, чтобы закрепиться на энергетических и иных рынках Азербайджана, и что они проявляют интерес к некоторым нефтяным месторождениям и предприятиям.
Пришло время Турции, по политическим, экономическим, военным, историческим и этническим причинам, произвести серьезную оценку своей политики в отношении Азербайджана, который должен считаться жизненным пространством Турции.
Взаимоотношения между игроками в ключевом с точки зрения энергоресурсов регионе
Кавказ постепенно становится ключевым регионом. И хотя это относится к целому ряду природных ресурсов, в том числе и воде, в первую очередь принимается во внимание растущая важность нефти и природного газа.
"Стратегический овал", названный Бжезинским "Евразийскими Балканами", который начинается от Аравийского полуострова и простирается до каспийского и кавказского регионов через Ирак и Иран, должен обращать на себя серьезной внимание Европейского Союза, страдающего от нехватки энергоресурсов, уходящих Соединенным Штатам. Кстати говоря, завязавшиеся в последнее время дружественные отношения Германии с Российской Федерацией, особенно в энергетической сфере, являются еще одним вопросом, на который следует обратить пристальное внимание. Тесные связи между президентом России Владимиром Путиным и бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) проложили дорогу заключению соглашения о новом Балтийском трубопроводе, который напрямую свяжет две страны, в дополнение к газопроводам, которые были построены раньше.
В соответствии с соглашением, подписанным представителями немецких и российских компаний на состоявшейся в начале сентября в Берлине церемонии, на которой Путин и Шредер демонстрировали свои дружеские чувства, по Балтийскому трубопроводу, который вступит в строй в 2010 году и в Европе, и в России, будет перекачиваться природный газ из Южно-Русского месторождения, находящегося в Сибири и располагающего запасами в 1 триллион кубических метров природного газа, в немецкий город Грайфсвальд, по 1200-километровой трубе, проложенной по дну Балтийского моря. Этот трубопровод по морскому дну свяжет российский порт Выборг и немецкий Грайфсвальд. Однако хотя Германия гарантировала себе, в какой-то мере, удовлетворение своих энергетических нужд, другие европейские страны еще не предприняли подобных важных мер для обеспечения своих потребностей.