Владимир Путин не похож на человека, способного изменить. До последнего времени российский президент неутомимо обхаживал Китай. Он продает Пекину нефть и оружие. Объем двусторонней торговли в этом году составит 15 миллиардов фунтов стерлингов. Пограничные споры времен холодной войны решены. Недавно две страны провели беспрецедентные совместные военные учения. И они часто вместе выступают в ООН по таким вопросам, как Иран и Судан.
Однако, подвергая себя опасности быть обвиненным в неверности Китаю, Путин провел последние три дня в Японии, являющейся старым врагом и региональным соперником Пекина, а также страной, с которой теоретически Россия все еще находится в состоянии войны. Он пообещал построить трубопровод, связывающий Японию с сибирской нефтью. Он призывал инвестировать средства в Россию. И он довольно примирительно говорил о сложной проблеме Курильских островов. Советский Союз в 1945 году захватил их у Японии, и Токио требует возвращения этих 'северных территорий'.
'Мы будем делать все возможное для решения этой проблемы, - сказал Путин, - мы полны решимости работать над решением всех стоящих перед нами проблем'. Он даже с полной невозмутимостью выслушал премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi), когда тот потребовал от России 'с осторожностью' подходить к экспорту оружия в Китай.
Двойная игра Путина в Токио была еще более удивительна на фоне относительной слабости Японии, о чем рассказал эксперт по данному региону из Уорикского университета Кристофер Хьюз (Christopher Hughes). 'В конце холодной войны Россия катилась вниз, а Япония была на подъеме. Но теперь ситуация прямо противоположна', - заявил он.
'Японии противостоит крупный экономический соперник в лице Китая, который в определенной мере переигрывает ее в региональной дипломатии и приобретении энергоносителей. Ей нужна еще одна крупная держава, кроме США, чтобы составить противовес Китаю. Именно поэтому вопрос островов отошел во время переговоров на второй план'.
За внешне умиротворяющей позицией Путина могут скрываться схожие расчеты. Он получил от Японии конкретные вознаграждения, например, ее поддержку в вопросе вступления Москвы во Всемирную Торговую Организацию. Но заставить его застраховаться во внешнеполитической игре могли и проблемы более долгосрочного порядка, такие как растущая зависимость от китайского рынка или боязнь стать жертвой его стратегических замыслов. 'Россия очень слаба на Дальнем Востоке. Там у нее почти нет военного присутствия', - сказал Хьюз. Некоторые аналитики полагают, что когда-нибудь богатая ресурсами и бедная населением Сибирь может стать соблазнительной мишенью для быстро растущего Китая.
Такой же обеспокоенностью можно объяснить и то, что непопулярная в регионе Япония все ближе сходится с США. И данная тенденция была подчеркнута во время визита в эту страну на прошлой неделе президента Джорджа Буша. Вашингтон, еще не решивший, является ли подъем Китая угрозой или удачей, испытывающий беспокойство по поводу китайских угроз в адрес Тайваня и с глубокой настороженностью относящийся к Северной Корее, укрепляет свои отношения со странами Азии, в первую очередь, с Индией, Пакистаном, Индонезией, Вьетнамом и Монголией. Однако Япония остается фундаментом его региональной стратегии и все чаще становится базой его передовых оборонительных рубежей. Буш называет эти отношения 'жизненно важными'.
В прошлом месяце были согласованы планы размещения в Японии группировки ударных авианосцев, оперативных командований и сил быстрого реагирования из состава 1-го армейского корпуса сухопутных войск США. 'Безопасность западной части тихоокеанского региона все настоятельнее требует развертывания на передовых позициях наиболее боеспособных кораблей ВМС США, - заявил адмирал Джеймс Келли (James Kelly). - Такая концепция позволит ... очень быстро и своевременно реагировать на любой региональный кризис использованием огромной ударной мощи'.
Как и сближение с Россией, заигрывание Соединенных Штатов несет в себе определенный риск для Японии. Ее уже втянули в действия Вашингтона в Ираке и Афганистане и в 'войну с террором'. А американские базы и продажа ракет вызывают противоречивые чувства в регионе.
Та настойчивость и уверенность, которую все больше проявляет Токио и которую поощряет Вашингтон, разжигает националистические настроения. Но расположенная на краю света Япония одинока перед лицом усиливающего свои позиции в регионе Китая. 'Нам нужны Соединенные Штаты, - сказал один дипломат, - что мы можем сделать? У нас нет выбора'.