Процесс над виновными в развязывании Второй мировой войны, начавшийся практически день в день 60 лет назад, был подробно рассмотрен на семинаре, состоявшемся в Доме сословий города Хельсинки. Доклады и выступления наглядно раскрыли, в чем была суть вопроса: это был не судебный процесс, а тактический политический маневр, целью которого было доказать, что Финляндия входила в число сателлитов гитлеровской Германии, которые и развязали войну против Советского Союза.
Финляндия получила клеймо союзника Германии во время Парижской мирной конференции в августе 1946 года наряду с Италией, Болгарией, Венгрией и Румынией. Несмотря на протесты, Финляндия была вынуждена принять текст мирного договора, который был подготовлен министрами иностранных дел великих держав. Причем этот документ практически не отличался по содержанию от подобных договоров, навязанных сателлитам Германии. Его можно сравнить с костюмом, пошитым по готовым лекалам для совершенно другого клиента.
Парижская конференция вызвала неодобрение в Финляндии, ведь на самом деле международное положение страны и форма государственного устройства значительно отличались от других государств Европы - как на западе, так и на востоке континента.
Не считая Великобритании и СССР каждая европейская страна, так или иначе участвовавшая во Второй мировой войне, была оккупирована, по крайней мере, дважды, некоторые даже трижды, но Финляндия не была оккупирована ни разу.
Благодаря победе в боях по сдерживанию (Красной армии), достигнутой летом 1944 года, Финляндия избежала судьбы, уготованной другим европейским странам. Красная армия была остановлена еще до достижения ее передовыми частями границ 1940 года - и Финляндия не была оккупирована. Несмотря на то, что условия подписания мирного договора были очень тяжелыми, перемирие, достигнутое в сентябре 1944 года, означало сохранение страной своей независимости.
А военные действия в Европе продолжались, причем бои приняли еще более кровопролитный характер. Германские ракеты Фау-1 и Фау-2 наносили огромные разрушения Лондону и другим городам Англии. Американские и британские самолеты безжалостно бомбили объекты на территории Германии, нанося невосполнимый урон. Самолеты союзников сбросили в феврале и марте 1945 года на Дрезден более 600 000 зажигательных бомб, что вызвало буквально шквал пожаров, уничтоживших большую часть города и погубивших по некоторым оценкам до 135 000 его жителей.
Гамбург, Дюссельдорф, Кельн и многие другие города были разрушены. Как с востока, так и с запада на Германию надвигались армии союзников.
Немцы прибегали при отступлении к тактике 'выжженной земли', и не только в Лапландии (на севере Финляндии), откуда их изгнали только к началу февраля 1945 года. Немцы уничтожили дом за домом старую Варшаву и, отступая к Берлину, полностью выжигали и свою землю.
Но в Финляндии - в единственной из участвовавших в войне стран - уже наступил мир. Демократия сохранила свою жизнеспособность. Финляндия была единственным в Европе государством, в котором были проведены 17 марта 1945 года, несмотря на продолжение на континенте войны, честные парламентские выборы. Следующие подобные выборы в Европе состоялись только в июле - они были проведены в Великобритании.
Демократический союз народа Финляндии (ДСНФ) получил на выборах 49 мандатов и стал вровень с социал-демократами (50 мест) и с Союзом земледельцев (ныне партия Финляндский центр), получившим также 49 мандатов. Эти три больших партии сформировали правительство, и, как тогда было принято говорить, Финляндия избрала, таким образом, новую политическую линию - началось время 'второй республики'.
Более глубокий анализ ситуации позволяет, однако, говорить о некой преемственности: в 1929 году, когда коммунисты были допущены к выборам, социал-демократы получили 59 мест, а коммунисты - 23 (итого вместе - 82 мандата). В 1939 году, когда коммунистическая партия была уже запрещена, СДПФ получила все голоса, поданные за левых кандидатов - 85 мест.
ДСНФ и СДПФ получили в 1945 году 99 мандатов. Несомненно, палитра сильно поменялась - левые получили дополнительно 14 мест, но буржуазное большинство сохранилось (в парламенте Финляндии 200 мест), а у ДСНФ и СДПФ были разногласия.
Война в Европе закончилась в мае 1945 года. В те дни сообщалось о 36,5 миллионах погибших - число равно населению Франции в 1939 году. Количество погибших гражданских лиц было невероятным - не менее 19 миллионов, то есть более половины жертв войны на европейском театре военных действий. В СССР погибло 16 миллионов гражданских лиц, в два раза больше, чем советских военнослужащих.
Пять миллионов граждан Польши и 1,4 миллиона граждан Югославии стали жертвами войны. В Греции погибло 430 000 мирных жителей, во Франции - 350 000, Венгрии - 270 000, Румынии - 200 000, Голландии - 204 000.
Потери Финляндии во время Зимней войны (1939 -1940) составили 21 013 военнослужащих и во время войны-реванш (1941-1944) - 52 876, то есть в целом до 74 000 погибших и 270 000 раненых, но среди гражданских лиц жертв было всего 2 700. Мирные жители погибали, как правило, в результате авиационных налетов. Большая часть Финляндии и населения страны оказалась нетронутой в годы войны.
Самые большие разрушения и потери были нанесены в конце войны Германии и немцам, но Гитлер велел стоять насмерть. Целью его похода на восток было порабощение славянских народов, но когда военное счастье изменило, фюрер посчитал, что 'Германия заслужила свой тотальный разгром'.
Истребление евреев продолжалось по приказу Гитлера до самого конца войны, точнее до его самоубийства. Так были уничтожены шесть миллионов евреев - мужчин, женщин и детей.
Евреев собирали по всей оккупированной Германией Европе и направляли в Аушвиц и другие лагеря смерти, но и в этом случае Финляндия стоит особняком.
В Финляндии было в 1939 году примерно 1 700 евреев, имевших гражданство Суоми. Из них 260 мужчин принимали участие в Зимней войне - 200 евреев были непосредственно на фронте. В 1941-1944 году вклад финляндских евреев в победы был даже значительнее, чем их процентное их соотношение по сравнению с другими гражданами Финляндии. 23 еврея погибли в годы этой войны.
Евреи хорошо вписались в финляндское общество. В стране была проведена только одна операция против евреев - и это была досадная ошибка чиновников: осенью 1942 года тайная полиция Валпо передала без санкции правительства Финляндии восемь беженцев-евреев Германии. И об этом напоминает нам сейчас памятник, что стоит на южной набережной Хельсинки.
Когда пушки смолкли, в дело вступили автоматы - начались казни. Международный трибунал рассматривал преступления руководителей гитлеровской Германии против человечества с октября 1945 по октябрь 1946. 12 человек были приговорены к смертной казни через повешение, только Герман Геринг сумел принять в последний момент своей жизни капсулу со смертельным ядом.
На проведенных в западной зоне оккупированной Германии заседаниях трибуналов приговоры за военные преступления были вынесены примерно 15 000 преступников, и 486 из них были казнены. В Норвегии предстали перед судом до 40 000, 17 000 из них получили тюремный срок за военные преступления, а 25 были казнены. Во Франции состоялось 790 казней, Бельгии - 242, Голландии - 40, Италии - 50, Чехословакии - 700, Австрии - 30...
А в Финляндии? После окончания военных действий - ни одного смертного приговора. Опять Финляндия оказалась исключением из правил.
Что происходило к востоку от Эльбы после мая 1945 года, мы наверняка не знаем. Приговоры, вынесенные коммунистическими судами, стали впервые достоянием гласности только в 1948 году. Толпы беженцев с востока на запад, в основном на территорию Западной Германии, говорят сами за себя. Многие прибалты, поляки, румыны и югославы сочли за лучшее оставаться в лагерях для перемещенных лиц в Западной Германии.
Западные страны не стали, правда, противиться требованию Москвы вернуть всех советских граждан. В 1945-1947 годах на родину вернулись до 2 272 000 человек, некоторые добровольно, но значительная часть - с активной помощью западных государств.
Финляндия отправила в СССР с октября 1944 по январь 1945 года 56 000 ингерманландцев (российских финнов), 44 000 русских, 2 500 немцев (бывших германских солдат) и до тысячи представителей других категорий 'запрошенных' лиц. К 1953 году домой вернулись или были возвращены 5,5 миллиона советских граждан. Полученная позже информация позволяет говорить о том, что пятая часть из них была казнена или направлена прямо в лагеря или на поселение в Сибирь.
Еще большее количество немцев перемещали с места на место. Около 3 миллионов немцев заставили переселиться в послевоенную Германию. Большую часть этой категории составляли жители Чехословацких Судет. В результате таких операций по переселению умерло 267 000 человек. Из Венгрии было выселено насильственно 623 000 немцев, из Румынии - 786 000, из Югославии - полмиллиона и из Польши - 1,3 миллиона.
Больше всего немцев переселилось из восточных областей Германии, переданных решением победивших государств Польше, в западные области, ставшие ФРГ. Польша, в свою очередь, уступила свои восточные воеводства Советскому Союзу.
Финляндия - единственная страна на континенте, которая передала свои территории победившей державе, но без населявших их до войны финнов. С территорий Карелии и Печенги все население перешло на запад от новой границы. Советские чиновники их не изгоняли - эти жители приняли решение добровольно. Нигде в другом месте никакое население не покидало добровольно, без уговоров со стороны своих или без воздействия террора новых хозяев, родные места, оставляя пустыми наводящие страх территории.
Достойны упоминания в качестве удачной неповторимой операции действия властей Финляндии по интегрированию в общество и расселению своими силами и своими средствами в сравнительно короткие сроки переселенцев (с утраченных в пользу СССР территорий. Их было до 500 000 человек - прим.переводчика). У нас не образовался, как в некоторых других европейских странах, класс утерявших свои корни беженцев.
Кроме уступки территории Финляндии была вынуждена выплатить репарации в сумме 300 миллионов долларов США. Курс валюты был определен по данным на 1938 год, и поставки должны были быть произведены, в основном, в виде металлоизделий. Стоимость поставленных Советскому Союзу за первый год в виде репараций изделий и товаров составила сумму, сопоставимую с 15% объема ВВП Финляндии, а в течение второго года поставок - 11% от ВВП.
Груз репараций казался смертельным. Но СССР согласился в 1948 году на снижение объемов репараций, и, в конце концов, все оговоренные поставки были осуществлены в срок, то есть до осени 1952 года. И это также было невиданным достижением в послевоенной Европе.
Финляндия напоминала в те годы одинокого волка, который тихо и беззвучно подкрадывается к цели, чтобы обеспечить независимое существование. Мало кто на Западе наблюдал за событиями в Финляндии. Считалось, что Финляндия осталась один на один с СССР и что она может рассчитывать только на милость всесильного победителя. Не удивительно, что многие люди за границей и некоторые у себя в стране считали положение Финляндии невыносимым.
В кругах сил самообороны шла подготовка к следующему поединку - офицеры прятали, нарушая закон, стрелковое оружие на всякий случай. Операция по укрыванию оружия была раскрыта, и многие офицеры получили свои сроки заключения. Но такая деятельность в стране показала, видимо, представителям СССР, что финны готовы к партизанской войне на своей территории.
Пессимистам надо было тогда ознакомиться с цитатой из высказываний Уинстона Черчилля: 'Те, кто всегда готов ответить силой оружия на каждый вызов иностранной державы, не всегда правы. С другой стороны, те, кто терпеливо и доверительно стремятся к мирным компромиссам, не всегда не правы. Наоборот, последние чаще оказываются в выигрыше, причем не только в моральном плане, но и на практике'.
И вот в 1948 году в Европе произошли принципиальные изменения. Коммунисты захватили власть в Чехословакии. В качестве ответного хода США и Великобритания решили создать НАТО. Сталин разругался с Тито. Руководство стран-сателлитов СССР было подчинено коммунистам Москвы.
На Западе считали, что Финляндия потеряна. Но развитие пошло другим путем. По требованию президента Паасикиви, в преамбуле Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1948 года, документа, на принятии которого настаивал Сталин, было указано, что 'Финляндия стремится оставаться в стороне от споров между великими державами'. Это четкое стремление страны к неприсоединению и нейтралитету.
Такой принцип незамедлительно оказал влияние на общественное мнение в Финляндии. Слухи о возможности вынашивания местными коммунистами планов по захвату власти дали президенту возможность провести явные мероприятия по недопущению подобных событий. Министр-коммунист Юрье Лейно (глава МВД Финляндии) получил вотум недоверия при голосовании в парламенте и был вынужден уйти в отставку. На состоявшихся в июле парламентских выборах коммунисты потерпели сокрушительное поражение, и в течение 18 лет в правительстве не было представителей компартии Финляндии.
Лишь спустя много-много лет мы узнали, как Сталин относился к подобным событиям. После окончания войны в Европе весной 1945 года он сказал Тито: 'Эта война не была такой как все прежние войны. То государство, которое оккупирует своими войсками какую-то территорию, привносит свою политическую систему. Каждое государство распространяет свою систему настолько широко, насколько обширную территорию занимают его армии'.
Сталинская армия не проникла на территории Финляндии западнее Выборга, и Сталин не смог распространить свою политическую систему на всю Финляндию. Финляндские коммунисты были вынуждены справляться своими силами - и власти они не добились.
Когда в 1948 году Запад и Восток оказались в противостоянии, побрякивая оружием, Финляндия отошла в сторону ссылаясь на свой нейтралитет. Под руководством Паасикиви мы достигли, таким образом, политической победы по сдерживанию (СССР).
Заключительное выступление министра М. Якобсона на семинаре по вопросам процесса над виновными в развязывании войны, состоявшемся в понедельник (21.11.05) в Доме сословий города Хельсинки.