Визит Путина в Японию, который состоялся 20-21 ноября, российские СМИ представляют как большой успех. Однако в Японии так не считают. Экономические отношения двух стран действительно укрепляются, однако основной вопрос, который осложняет сближение между ними - территориальный спор по поводу четырех островов Курильской гряды - в ходе визита вообще не обсуждался. Стороны согласны признать, что вот уже 60 лет существует проблема, из-за которой откладывается подписание мирного договора между Россией и Японией, но совместного заявления на этот счет так и не сделали.
Россия и Япония подписали предварительные соглашения о строительстве нефтепровода длиной 4100 километров, который свяжет центр Сибири с Тихоокеанским побережьем. Путин подтвердил, что Япония получит доступ к российской нефти (по нефтепроводу предполагается прокачивать 1,5 млн. баррелей в день). Пункт назначения - порт Находка, как раз напротив японского берега.
Соперничество с Китаем
Начало строительства намечено на конец 2006 г. Проект оценивается в 16 млрд. долларов, половину этой суммы обязуется предоставить Япония. Токио надеется, что российская нефть позволит сократить зависимость от ближневосточных энергоресурсов на 15%, однако ему придется посоперничать с Пекином. Предполагается, что у Сковородино будет сделано ответвление нефтепровода в сторону Китая, и похоже, что Москва в первую очередь заинтересована именно в этом проекте.
Визит Путина в Токио обозначил начало нового периода развития российско-японских отношений. Долгое время без подвижек в политических отношениях тормозились и экономические связи. У Путина более жесткая позиция по территориальному спору, чем у его предшественников, он считает, что российский суверенитет над Курилами соответствует нормам международного права. Он согласен на то, чтобы вернуть два острова - такое предложение Москва делала еще в 1956 г. - но не четыре, на чем настаивает Токио. Президент России не собирается идти против общественного мнения в своей стране и не хочет уступать ни пяди российской земли, ведь этим он рискует создать прецедент для новых территориальных претензий. Вступив в войну с Японией в августе 1945 г., Советский Союз занял Южные Курилы и оставил их себе, аргументируя свой поступок тем, что на Ялтинской конференции (в феврале 1945 г.) Сталин добился от Рузвельта обещания вернуть эти территории, которые царская Россия уступила Японии в 1855 г.
Нерешительность японской дипломатии и богатые энергетические ресурсы России позволяют Путину занимать столь жесткую позицию. В последние годы японские промышленники проявляют повышенный интерес к России. К примеру, 'Тойота' уже производит там 50 000 машин в год. Двусторонний торговый оборот должен в этом году достичь 10 млрд. долларов. Однако некоторые эксперты считают, что развитие экономических отношений с Россией без каких-либо подвижек в территориальном вопросе лишает Японию единственного козыря, которым она располагала для решения этой проблемы.