Сообщения о том, что ЦРУ создало в странах Восточной Европы 'подпольные' тюрьмы, где допрашивают подозреваемых в причастности к терроризму, вызывали бурю возмущения во всем мире. Как пишет 'Financial Times', Еврокомиссия уже заявила, что проведет расследование, чтобы установить, действительно ли власти Польши и Румынии позволили Центральному разведывательному управлению создать на территории этих стран секретные центры для содержания и допросов таких подозреваемых.
Совет Европы - ведущая правозащитная организация на континенте [так в тексте - прим. перев.] - заявил, что также займется проверкой этих сообщений. По словам представителей Комитета ООН по правам человека и специального докладчика ООН по вопросу пыток, они уже потребовали от правительства США сообщить о наличии любых секретных центров содержания заключенных. Причина озабоченности мирового сообщества очевидна: много лет Соединенные Штаты выступали за соблюдение юридических норм и прав человека в странах Восточной Европы, а теперь они же, в целях обеспечения собственной безопасности, возможно, допускают нарушения именно в этих областях.
Официальные представители Польши и Румынии, а также Латвии, Литвы и Эстонии решительно отвергают подобные обвинения. Министр внутренних дел Чехословакии заявил, что его страна отклонила просьбы США принять на своей территории заключенных, содержащихся на американской базе Гуантанамо.
Законы США запрещают правительству содержать заключенных в изоляции в секретных тюрьмах на территории самих Соединенных Штатов. Однако инкриминируемые ЦРУ действия в отношении подозреваемых нарушают и законодательство всех 'новых демократий' Восточной Европы.
В каждой демократической восточноевропейской стране заключенные имеют право на адвоката и защиту от обвинений в правонарушениях. Кстати, Госдепартамент ежегодно распространяет доклад о состоянии прав человека, чтобы не допустить в других странах нарушений прав заключенных, подобных тем, в которых обвиняют ЦРУ. Договор о Европейском Союзе [судя по всему, речь идет о Маастрихтском договоре 1992 г. - прим. перев.] теоретически предусматривает приостановку права [представителя - прим. перев.] страны-члена ЕС участвовать в голосовании [в Европейском Совете - прим. перев.], если она допустит 'серьезные и длительные' нарушения основополагающих принципов Союза, в том числе и принципа соблюдения прав человека.
С точки зрения задач 'общественной дипломатии' США эти обвинения имеют крайне негативное символическое значение - Америка втайне допрашивает заключенных в странах бывшего советского блока, в застенках, сохранившихся со времен коммунистической эпохи. Россия, кстати, выступила с заявлением о том, что на ее территории тюрем ЦРУ нет.
Если Соединенные Штаты действительно применяют методы 'допроса с пристрастием' в секретных 'зинданах' на территории Восточной Европы, их репутации мирового лидера в области соблюдения прав человека и законности будет нанесен серьезный ущерб. Ведь именно при поддержке США молодые демократические страны Восточной Европе сделали огромный шаг вперед в ликвидации пережитков авторитарного строя. В первое десятилетие посткоммунистической эпохи в этих государствах были приняты новые конституции, запрещающие тайное заключение людей под стражу и пытки. Условия в восточноевропейских тюрьмах стали более гуманными и сносными отчасти благодаря тому, что эти государства, по настоянию США, присоединились к Европейской конвенции по правам человека и иным международным соглашениям, направленным против пыток. Более того, Соединенные Штаты израсходовали миллионы долларов на поддержку реформ в этой области.
Если ЦРУ и правда удерживает и допрашивает важных пленников из 'Аль-Каиды' в каком-то восточноевропейском 'закрытом объекте', сохранившемся с коммунистических времен, подобные действия невозможны без помощи разведслужб иностранных государств. При этом последние полтора десятка лет правительство США призывает новые демократические страны Восточной Европы очистить свои разведслужбы от сотрудников, работавших по заданиям других держав.
Если сообщения о подпольных тюрьмах ЦРУ соответствуют действительности, столь вопиющее пренебрежение к закону приведет к пересмотру образа Америки в глазах всего мира. Оно подорвет и наши стратегические цели - распространение демократии и прав человека. Более того, пытки неэффективны и с практической точки зрения Сенатор Джон Маккейн (John McCain), сам ставший жертвой пыток [в плену во время войны во Вьетнаме - прим. перев.], в статье, опубликованной недавно в 'Newsweek', отмечает: 'По собственному опыту могу сказать, что издевательства над пленными не позволяют получить надежные разведданные, поскольку под пыткой человек, стремясь избавиться от мучений, скажет все, что хотят услышать его тюремщики - независимо от того, правда это или ложь'.
Авторы передовицы, опубликованной в 'Prague Post' через несколько месяцев после терактов 11 сентября, предостерегали: 'Для Восточной Европы значение, которое США придают свободе личности и правам человека - своего рода путеводная звезда. Но эта звезда может быстро померкнуть. Вмешиваясь в процедуры правосудия, нынешняя администрация США наносит ущерб, возможно непоправимый, представлению о том, что суть американской государственности составляет принцип справедливости для всех, который служит свидетельством институционального вклада в историю человечества'.
Даже несмотря на 11 сентября нынешняя эпоха могла бы стать 'американским веком', периодом, когда самые благородные американские ценности распространялись бы по всему миру. Однако подобные события этому препятствуют.
Марк Бжезинский работает юристом в Вашингтоне. Он - автор книги 'Борьба за конституционные принципы в Польше' (''The Struggle for Constitutionalism in Poland.")