Общепринятые точки зрения меняются медленно. Часто, когда люди думают об экс-коммунистических странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза, они вспоминают долгий глубокий спад 1990-х годов. Поэтому для многих будет сюрпризом узнать, что в последние годы из этой части света приходят весьма хорошие экономические новости.
Показатели экономического роста в этих странах, находящихся в процессе перехода от плановой экономики к рыночной, выше, чем где бы то ни было в мире, за исключением развивающейся Азии. Мы ожидаем, что в 2005 году рост в этом регионе достигнет отметки в 5,3 процента, что превысит рост еврозоны, который составит 2,4 процента, однако будет ниже, чем рост в развивающейся Азии, который ожидается на уровне 7,8 процента. Прямые иностранные инвестиции в Восточную Европу находятся на самом высоком уровне за все время, и многие страны региона считаются мировыми лидерами в области реформ.
И, как все большее количество инвесторов убеждается на собственном опыте, вести бизнес в регионе становится легче. Мы знаем это, так как мы за шесть лет опросили более 20000 менеджеров различных компаний из 26 стран.
С 1999 года наши две организации проводят масштабное изучение действующих в регионе компаний. Последний этап нашего "Обзора деловой среды и предпринимательской активности" (Business Environment and Enterprise Performance Survey) был завершен весной 2005 года, и некоторые из его важнейших результатов были опубликованы в начале этого месяца в докладе Европейского банка реконструкции и развития.
В целом в регионе, как следует из результатов Обзора, деловая обстановка постоянно улучшается, результаты каждого нового исследования были лучше предыдущего. Макроэкономическая нестабильность стала меньше препятствовать бизнесу. Фирмы меньше жалуются на бюрократизм. Менеджеры считают, что инфраструктура и налоги не так сдерживают бизнес, как раньше, и говорят, что стало легче получать финансирование у банков. Многие, хотя и не все, говорят, что коррупция не представляет такой проблемы, какой она была тремя годами раньше. Все это является весьма хорошими новостями.
Не удивительно, что бизнес-среда считается самой благоприятной в новых членах Европейского Союза из Центральной Европы и Прибалтики, которые дольше других находятся в переходном периоде. Однако улучшения видны и в странах, лежащих дальше к востоку и югу. Вообще, в менее развитых регионах, таких, как юго-восточная Европа и Содружество Независимых Государств, наблюдался больший прогресс, чем в новых членах Евросоюза. Самые значительные улучшения произошли на Украине и в Грузии, а Албания, Болгария и Хорватия показали наилучшие результаты среди всех южно-европейских стран.
Однако хотя все эти тенденции являются позитивными, менеджеры не пребывают в эйфории. С точки зрения компаний некоторые элементы деловой среды ухудшились. Практически во всех странах компании считают, что трудовое законодательство стало более сложным, чем раньше. Особенно это относится к новым членам Евросоюза, которым пришлось приводить свое законодательство в соответствие с нормами Западной Европы. Они говорят, что они могли бы значительно увеличить количество рабочих мест, если бы не это трудовое законодательство. И, несмотря на улучшившуюся в целом деловую обстановку, наши исследования, проведенные в прошлом году в некоторых странах Западной Европы, показывают, что в них препятствий на пути бизнеса, таких, как высокий уровень коррупции, бюрократия и произвольное вмешательство государства в дела бизнеса, гораздо меньше, чем в странах, находящихся сейчас в переходном периоде.
Например, менеджеры из этих стран тратят в два раза больше времени на общение с чиновниками по вопросам регулирования бизнеса - мы называем это "налогом в виде времени" - чем менеджеры из Западной Европы. В Албании "налог в виде времени" съедает более 11 процентов рабочего времени руководителей компаний, в то время как в Эстонии на него уходит всего чуть больше 2-х процентов времени, то есть практически столько же, сколько и в Западной Европе. Так же они тратят вдвое больше средств на "неофициальные платежи", необходимые для решения вопросов - что мы называем "налогами в виде взяток" - чем их коллеги из Западной Европы. Во многих находящихся на переходном этапе странах цепкая рука государства еще не превратилась в видимую руку рынка.
Однако, конечно, то, что верно для целого, не обязательно верно для его частей. В некоторых странах региона деловая обстановка улучшается и улучшается, в то время как фирмы из других стран продолжают сообщать о неблагоприятных условиях. Оптимизм, вызванный темпами реформ, быстро гаснет при виде различий в деловой обстановке в странах, находившихся в равных условиях в начале переходного периода. Например, реформы в Словакии, одобренные многими наблюдателями, в гораздо большей мере способствовали улучшению деловой обстановки, чем реформы в соседней Чешской Республике. На территории бывшего Советского Союза результаты также неоднородны: реформы, последовавшие за "цветными революциями" в Грузии и на Украине, начали приносить дивиденды местным предпринимателям, в то время как менеджеры в Киргизстане, в котором во время составления Обзора прошла своя собственная "революция тюльпанов", стали более критически, чем за три года до этого, относиться к бизнес-среде.
Один из выводов Обзора должен заставить региональных политиков присесть и задуматься: наиболее динамичные фирмы - то есть те, которые создают рабочие места и способствуют росту - находятся в самых стесненных условиях. Частные компании, небольшие и совсем мелкие предприятия, экспортные компании и те фирмы, которые реинвестируют свои прибыли, как правило, испытывают большие трудности при ведении бизнеса. И наоборот, государственные компании, которые обычно менее эффективны, менее прозрачны и менее динамичны, чем частные, по-прежнему получают преимущество в виде более низких налогов, более легкого доступа к кредитам и меньшего количества ограничений. Кроме того, компании, ведущие деятельность за пределами столицы, находят деловую обстановку менее благоприятной, что означает, что блага переходного периода ощущаются еще не по всей территории той или иной страны.
И все же, реформы заметны во многих странах, а их положительный эффект, отмеченный в Обзоре, обнадеживает. Производительность и объемы годовых продаж растут, многие динамично развивающиеся компании улучшают экономики своих стран. Однако мы не должны вводить самих себя в заблуждение, считая, что работа сделана.
По мере того, как страны с переходными экономиками будут интегрироваться в глобальную экономику, им будет необходимо продолжать улучшать деловую обстановку, если они хотят сохранить конкурентоспособность и высокие темпы роста. Международное сообщество, в свою очередь, должно продолжить активное сотрудничество как с властями, так и с представителями бизнеса стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза, чтобы помочь им справиться с ожидающими их трудностями.
Г-н Фрайс является исполняющим обязанности ведущего экономиста Европейского банка реконструкции и развития. Г-н Митра является ведущим экономистом Всемирного банка по Европе и Средней Азии.