Сегодня, когда 'General Motors' уже проводит болезненную 'оптимизацию в целях экономии', а 'Ford' намеревается объявить об аналогичных планах в будущем году, до меня вдруг дошло: пора и американскому государству всерьез заняться собственной реструктуризацией. В результате, поколдовав над цифрами и обкатав свои задумки с всемирно известными консультантами по бизнес-стратегии, я разработал потрясающий план-панацею: он позволит одним махом сократить дефицит федерального бюджета и государственный долг, ликвидировать глубокий раскол в политических кругах, и вернуть процессу планирования государственных расходов хотя бы толику здравого смысла. Идея проста: когда-то мы купили Аляску у русских - давайте продадим ее им обратно!
Момент для этого самый подходящий. Рыночная стоимость нефтяных запасов Аляски (емкость разведанных месторождений - 4,5 миллиарда баррелей), ее газа, леса и меди бьет абсолютные рекорды или приближается к ним, а у России как раз появились 50 миллиардов нефтедолларов, которые она не знает, куда девать. А если учесть, что Кремль до сих пор страдает из-за утраты всех этих республик с непроизносимыми названиями, то Аляска - как раз то самое 'стратегическое приобретение', что способно согреть душу президента Путина с его имперскими амбициями.
Сделку можно оформить как покупку в кредит с определенной долей участия продавца, что принесет нам кое-какие доходы, если цены на сырье будут и дальше ползти вверх. А коли сойдемся на цене в триллион долларов, одни комиссионные инвестиционных банков повысят объем нашего ВВП на несколько процентных пунктов. При этом прибыль от стартового капиталовложения Уильяма Сьюарда [William Seward - госсекретарь США, при котором США приобрели Аляску - прим. перев.] в 7,2 миллиона долларов заставила бы даже 'Carlyle Group' [американская компания, создавшая крупнейший в мире инвестиционный фонд - прим. перев.] позеленеть от зависти.
Когда Аляска вырвется из политических тисков 'экологического лобби' из Вашингтона и калифорнийского Марин-каунти [Marin County - округ в штате Калифорния. Вероятно, автор имеет в виду активность экологических организаций этого округа по защите морской фауны - прим. перев.], ее жители смогут добывать нефть, ловить рыбу и рубить лес сколько их душе угодно, получая доходы, которых им не видать как своих ушей, пока регион остается в составе Соединенных Штатов. А наша политическая жизнь будет, наконец, избавлена от бесконечных свар по поводу национального парка Тонгэсс, Арктического заповедника, морских львов и северных оленей.
Что касается доходов государства, то эта сделка несомненно даст, как говорят на Уолл-стрит, 'моментальную отдачу'. По данным независимой аналитической организации 'Tax Foundation', в 2003 г. на каждый доллар, который жители и корпорации Аляски выплатили в виде налогов и сборов, этот штат получил 1,89 доллара в виде федеральных контрактов, субсидий и субвенций на поддержание уровня доходов. Из всех штатов нашего союза в лучшего результата добился только Нью-Мексико - он получает 1,99 доллара.
Подобная щедрость федеральных властей свидетельствует о том, что аляскинская делегация в Конгрессе [т.е. представители штата в Сенате и палате представителей - прим. перев.] работает не покладая рук, чтобы в любом законопроекте содержался 'лакомый кусочек' для их родного штата. Все мы уже знаем, что в федеральный бюджет заложены 435 миллионов долларов для строительства мостов, соединяющих с побережьем Аляски два пустынных острова - недаром их прозвали 'мостами в никуда'. Но самая примечательная черта этого финансового беспредела - то, что для Аляски в нем как раз ничего примечательного нет: любое вливание из федерального бюджета в штате воспринимают как обоснование для новых субсидий.
Процедура выглядит так: на федеральные субсидии там строятся дороги, которым требуются построенные на федеральные субсидии мосты, чтобы по этим дорогам доставлять людей и грузы в построенные на федеральные субсидии аэропорты, обслуживаемые авиакомпаниями, существующими на федеральные субсидии. Или вот: на федеральные субсидии разрабатывается конструкция строящихся на федеральные субсидии паромов, которые будут осуществлять субсидируемые из федерального бюджета перевозки в изолированные поселения, где все - жилые дома, школы, больницы, экономические проекты - во многом субсидируется из федерального бюджета. И наконец: на федеральные субсидии рекламируется детское питание с добавкой мяса лосося, который вылавливают субсидируемые из федерального бюджета рыболовецкие флотилии. Заметьте: здесь все до последнего слова - правда!
Не забудьте еще и о компаниях, принадлежащих 'коренным американцам': недавно, благодаря законотворческому искусству сенатора-республиканца Теда Стивенса (Ted Stevens), многие годы возглавляющего Комитет верхней палаты по бюджету, такие фирмы получили федеральных подрядов на 2,2 миллиарда долларов. Аляскинские аборигены выполняют лишь ничтожную часть работ по этим контрактам (если вообще в них участвуют). Когда дело доходит до борьбы за федеральные подряды, часто выясняется, что компании, принадлежащие коренным американцам - лишь подставные фирмы, за которыми скрываются гигантские военно-промышленные корпорации.
Подобные 'партнерства' не только позволяют реализовать принцип квот для этнических меньшинств, но и не подпадают под действие ограничений на объем подрядов, предоставляемых на внеконкурсной основе, Закона о свободе информации [Freedom of Information Act - федеральный закон, позволяющий гражданам и организациям право требовать рассекречивания государственных документов - прим. перев.], и не подлежат проверке Контрольно-счетной палатой США (Government Accountability Office). Это всего лишь очередной вариант социального обеспечения коренных жителей Аляски, замаскированный под свободное предпринимательство.
Больше всего эта 'наркозависимость' от федеральных субсидий удивляет потому, что речь идет о штате, где действуют частные нефтяные компании, ежегодно тратящие миллиарды долларов на зарплаты работникам, подряды, налоги и сборы.
Следовало бы ожидать, что в таких условиях власти Аляски в конце концов научатся сами заботиться о себе. Однако, как выясняется, Аляска занимает последнее место в союзе по объему региональных и местных налогов, которые она взимает со своих жителей: налог с продаж и подоходный налог там вообще отсутствуют, а налог на имущество в пересчете на душу населения - самый низкий в США. В прошлом году, когда казна штата неожиданно получила дополнительный миллиард долларов за счет роста нефтяных цен, законодательное собрание немедленно истратило эти деньги - все до копеечки.
Вот это мне больше всего и нравится в идее о продаже Аляски русским - сходство 'корпоративной культуры', столь важное при любом слиянии или поглощении. Посмотрим правде в глаза: хотя Аляска и входит в состав США уже 140 лет, она имеет куда больше общих черт с постсоветской Россией, где государство до сих пор занимает господствующие позиции в экономике, а политическая власть принадлежит 'теневому кабинету' олигархов, использующих ее для обогащения родных и 'блатных'. В такой среде главный аляскинский король-олигарх Тед Стивенс чувствовал бы себя как рыба в воде.
У нас в Вашингтоне Стивенс творит свои чудеса 'за закрытыми дверьми'. Но порой общественности удается понять, 'где собака зарыта' - так случилось, к примеру, когда Стивенс 'протащил' решение, согласно которому ВВС США должны были заплатить баснословную сумму за землю, принадлежащую одному из его давних сторонников, или когда он сумел получить с 50000 долларов миллионную прибыль, вложив деньги в проект строительной компании, которая, по странному совпадению, получила еще один подряд от ВВС США: решение об этом, естественно, принималось при живейшем участии Стивенса.
В последнее время в центре внимания оказался и его сын Бен, который благодаря связям отца в 2001 г. увенчал поистине 'блестящую' карьеру владельца рыболовецкой компании и вашингтонского лоббиста средней руки назначением на 'освободившееся место' (open seat) в сенате штата Аляска. Годом позже Бен был единогласно переизбран на этот пост, а в этом году стал уже председателем сената Аляски.
Бен - человек энергичный. В свободное от законотворчества время он за последние четыре года ухитрился заработать миллион долларов, оказывая корпорациям консалтинговые услуги, и к тому же занимает пост председателя существующего на федеральные средства Совета по маркетингу аляскинской рыболовецкой промышленности (Alaska Fisheries Marketing Board) - еще одного образчика законотворческой мысли Стивенса-старшего. Сегодня его деятельность, правда, стала объектом юридического разбирательства, в ходе которого выяснилось, что Бен должен заработать не меньше миллиона долларов на распределении рыболовных квот: эту процедуру его отец также протащил в федеральное законодательство. Стивенс-папа заявляет, что ничего не знал о бизнесе собственного сына.
В последнее время деятельность Бена и история с 'мостами в никуда' привела к появлению весьма нелестных для Стивенса-старшего публикаций в СМИ, на которые он реагирует гневными воплями и угрозами подать в отставку с должности сенатора. Впрочем, я уверен: стоит Аляске занять достойное место в составе Российской империи, а комиссару Стивенсу - освоиться в новом кабинете в Кремле, и все эти проблемы чудесным образом развеются как дым.