Статья Марка Штейна (Mark Steyn) 'Россия умирает, и исламисты рвут на части ее останки' ('Russia is Dying and Islamists Will Grab Parts of the Carcass'), опубликованная недавно в сиднейской газете 'Australian', вызвала легкий ажиотаж: на нее разноголосым эхом откликнулись многие СМИ - от внезапно оживившегося журнала 'Week' до интернет-издания 'Johnson's Russia List'.
По мнению Штейна, к концу нынешнего столетия население России сократится с первоначальных 148 миллионов человек (цифра за 1992 г.) до 50-60 миллионов. 'Большинство международных проблем, - пишет он, - ограничено определенными географическими рамками: В Африке свирепствует СПИД, на Ближнем Востоке - исламисты, у Северной Кореи есть ядерные ракеты. Но у России есть все это в совокупности: кризис СПИДа африканских масштабов, а также исламистское сепаратистское движение, которое подпирается самым большим на планете арсеналом ядерного оружия'.
Проблема возможной 'гибели' России обсуждается еще с 1836 г., когда философ Петр Чаадаев выдвинул свой знаменитый тезис: поскольку эта евразийская держава приняла на вооружение византийскую ветвь христианства, ее не затронули величайшие явления западной цивилизации, - эпоха Возрождения, Реформация, Контрреформация, Просвещение - но и подлинной связи с Азией она не обрела. В результате ее предназначение - 'преподать миру какой-то великий урок', а затем исчезнуть из анналов истории. Чаадаева тут же объявили сумасшедшим и поместили под домашний арест (используя психиатрию для борьбы с инакомыслием, советская власть никакой Америки не открыла: она просто 'довела до ума' давнее изобретение).
Несомненно, в последние 100 лет Россия продемонстрировала тревожную склонность к саморазрушению. По мнению историков, в 1917 г. большевики не столько захватили власть, сколько собрали 'обломки' царской России, уже разрушенной катастрофическими неудачами в первой мировой войне и отречением Николая II. В 1991 г. Россия распалась вторично - с потрясающей легкостью и, самое удивительное, почти без кровопролития.
Однако сегодня, несмотря на все ее серьезнейшие проблемы, у России есть неплохие шансы наконец осуществить то, что ей ни разу не удавалось в прошлом: создать подлинное общество, состоящее из подлинных граждан, небезразличное к собственному будущему. Для этого у нее уже есть кое-какой 'стартовый капитал': она избавилась от дорогостоящей гонки вооружений, в стране царит относительное спокойствие, она получает солидные доходы от экспорта нефти и газа и обладает высокообразованным населением, что немаловажно в условиях современной 'интеллектуальной экономики'. Если России и суждено превратиться в 'нормальную' и 'цивилизованную' страну (именно так выражаются сами россияне), то это надо делать сейчас. Сегодняшний день для России - последняя надежда на лучшее.
Кстати, именно так - 'Последняя надежда на лучшее' (Last Best Chance) - называется 45-минутный художественный фильм о ядерном терроризме, снятый для показа по кабельному телевидению и распространению на DVD некоммерческой организацией 'Инициатива по борьбе с ядерной угрозой' (Nuclear Threat Initiative), которой руководит бывший сенатор от штата Джорджия Сэм Нанн (Sam Nunn). Финансовую поддержку организация получает от Уоррена Баффета [Warren Buffet - известнейший американский миллиардер-инвестор - прим. перев.] и Тэда Тэрнера (Ted Turner).
По сюжету фильма ядерные материалы, украденные в России, беспрепятственно доставляются на территорию США, а в его финале кошмар 'американской Хиросимы' должен вот-вот превратиться в реальность. Неясно правда, сколько американцев увидело эту картину, показанную каналом HBO, и какой была их реакция - может быть, зрители просто переключились на другой канал, или кто-то не мог в ту ночь заснуть спокойно?
Американские чиновники публично выражают беспокойство по вопросу о ядерном терроризме, а Россия тем временем продолжает относиться к обеспечению безопасности своих ядерных материалов чуть ли не как к услуге, которую она оказывает другим странам - естественно, за щедрую плату. Вот только здесь возникает одна проблема: возможно, самой вожделенной целью для 'ядерного джихада' и является Нью-Йорк, но Москва, скорее всего, пострадает от него раньше.
Тому есть три причины. Во-первых, в этом случае ядерные материалы не придется везти через всю планету и подвергать опасности обнаружения при проверках в аэропортах. Во-вторых, прецедент уже имеется. В 1996 г. один из лидеров чеченских мятежников Шамиль Басаев закопал контейнер с цезием-137 в московском Измайловском парке, а затем оповестил СМИ о его местонахождении. В третьих, речь идет о том самом Басаеве, который взял на себя ответственность за захват в заложники бесланских школьников, показав тем самым, что он способен на все.
'Чаадаевский сценарий' еще способен воплотиться в реальность: Россия может исчезнуть с политической карты, как в результате демографического упадка, так и из-за ядерного взрыва.
Ричард Лури - автор книг 'Автобиография Иосифа Сталина' ('The Autobiography of Joseph Stalin') и 'Сахаров: Биография' ('Sakharov: A Biography')