В течение всего прошлого лета европейские дипломатические круги угрожали передать 'ядерное досье' Ирана в Совет Безопасности ООН в том случае, если Тегеран будет нарушать свои обязательства. Три месяца спустя вопрос был снят с повестки дня.
Но ничего не изменилось в позиции Ирана. С 8 августа в Исфахане возобновились работы по преобразованию урана, что является нарушением подписанного в ноябре 2004г. парижского соглашения, в котором зафиксированы результаты переговоров Ирана с европейскими странами. Франция, Германия и Великобритания собираются возобновить переговоры с Ираном 6 декабря, причем от Ирана даже не требуется делать вид, что он соблюдает правила игры. Между делом, президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что 'Израиль должен быть стерт с лица земли', что вызвало лишь слабое возмущение в европейских официальных кругах.
Можно успокаивать себя, утверждая, что абсурдное в дипломатии - не смертельно. И тешить себя надеждой, что ведение диалога с Тегераном любой ценой позволит оттянуть тот момент, когда исламская республика обзаведется ядерным оружием.
Европе придется проглотить эту горькую пилюлю, потому что она не обладает соответствующими рычагами политического давления на Иран. В Тегеране очень хорошо понимают, что решения, с которыми стоит считаться, принимаются США.
Предложение взять на себя роль посредника, сделанное Москве, может быть принято только потому, что оно поддерживается Соединенными Штатами. Речь идет о том, чтобы обязать Иран обогащать уран в России, что позволит в последствие держать его под жестким контролем. В обмен, Иран сможет продолжать преобразовывать уран в Исфахане, что является менее ответственной стадией процесса создания ядерного топлива.
Учитывая взаимные интересы России и Ирана, вполне вероятно, что обе стороны примут это предложение. В этом случае российская дипломатия добьется успеха там, где наша (европейская) недееспособная дипломатия потерпела фиаско.
Даже если события потекут по новому руслу, это не должно никоим образом принизить значение европейских инициатив. Именно благодаря усилиям европейских стран в 2003г. были начаты переговоры с Тегераном по поводу его 'ядерного досье', и это в тот момент, когда Вашингтон говорил только о 'смене режима' и военной угрозе. С тех пор мир узнал значительно больше о ядерной программе Ирана. Инспекторы Международного агентства по атомной энергии собрали много данных обо всех аспектах 'ядерной' деятельности Ирана, которые тот ухитрялся скрывать в течение 20 лет.
Парадоксальным является тот факт, что положение Европы на переговорах с Ираном стало более шатким с момента, когда в начале этого года Америка публично одобрила ее действия. С тех пор настоящий торг ведется между Тегераном и Вашингтоном, который, помимо всего прочего, затрагивает будущее Ирака, к которому Иран проявляет живейший интерес. Что остается Европе? Смириться и продолжать играть свою роль.