Чеченцев призвали избрать в воскресенье новый парламент. Как считает Кремль, тем самым завершается последний этап на пути к 'стабилизации' в кавказском регионе, находящемся в состоянии войны. В 2003 году чеченцы приняли новую конституцию и в том же году избрали президента. Но при этом о свободных выборах не может быть и речи, на избирателей оказывалось большое давление. С избранием парламента республика получает окончательно все институты, превращающие ее в полноправного субъекта федерации. 'Стратегия нормализации', предусматривавшая поэтапную передачу полномочий Грозному, удалась. По меньшей мере, Кремль хотел бы в это верить.
Но действительность в Грозном выглядит иначе. Будни, как и прежде, определяют война и террор. Буквально на прошлой неделе три пьяных российских солдата убили трех сотрудников чеченского Министерства внутренних дел. Они воспротивились военным, пытавшимся вымогать у них деньги и вещи. Незадолго до этого в результате артиллерийского обстрела населенного пункта Старые Атаги были тяжело ранены шесть жителей и разрушены восемь домов.
Нормальной, как пытается представить дело Москва, такую картину не назовешь. Выборы в предстоящее воскресенье тоже будут проходить в условиях войны. Поэтому большинство европейских организаций отказались посылать своих наблюдателей. Делегацию направляет только Совет Европы, она должна дать оценку 'общей обстановки'.
Российские правозащитные организации говорят об 'атмосфере страха', в которой будут проходить выборы. На 58 мест претендуют 353 кандидата, право голоса имеют, согласно избирательной комиссии, почти 600000 человек, в том числе 34000 военнослужащих, дислоцированных на территории республики. Многие не сомневаются, что львиную долю мандатов получат кандидаты от местного отделения кремлевской партии 'Единая Россия'.
Некоторые нарушения были уже при составлении избирательных списков. Говорят, что вице-премьер Рамзан Кадыров, неофициальный преемник своего отца, убитого в 2004 году Ахмада Кадырова, пытался заставить представителей других партий пойти на 'сделку'. За несколько мест в списке для соратников и членов своего клана он якобы гарантировал им участие в выборах. Хотя этот вопрос находится в компетенции избирательной комиссии.
Но только не в Чечне, которой самовластно, будто личным охотничьим угодьем, управляет 30-летний Рамзан Кадыров. Широкий избирательный союз, в который входят наряду с Республиканской партией независимого депутата Владимира Рыжкова, Партия 'Наш выбор', чеченские коммунисты и двадцать правозащитных организаций, оказал сопротивление и был от выборов отстранен - все, как предсказывал Рамзан.
Но зато право баллотироваться получили вместо них представители либеральной партии 'Союз правых сил'. Ее самый авторитетный кандидат - Магомед Хамбиев. Он был еще год назад министром обороны в сепаратистском правительстве убитого весной президента Аслана Масхадова. Говорят, что он перешел на другую сторону после того, как пресловутые эскадроны смерти Кадырова взяли в заложники несколько членов его семьи.