Шаг за шагом Кремль усиливает свою власть над Россией. На этой неделе Дума приняла в первом чтении закон, резко ограничивающий деятельность неправительственных организаций (НПО). Днем раньше чиновники президента Владимира Путина назначили двух государственных представителей в совет директоров "АвтоВАЗа", завода по производству автомобилей "Лада".
Даже сами по себе эти меры крайне непопулярны. А в контексте непрекращающейся кампании Кремля по укреплению своей власти они вызывают большую озабоченность. То, что начиналось как необходимое стремление к восстановлению государственной власти после хаотичного правления бывшего президента Бориса Ельцина, теперь выглядит как попытка построить авторитарное государство. Возможно, это не было изначальным желанием г-на Путина, однако именно такими являются последствия его правления.
Атака на неправительственные организации вызывает особенное беспокойство. После краха коммунизма гражданское общество боролось за свое существование в России. Даже при Борисе Ельцине условия были трудными, чиновники на местах часто препятствовали деятельности активистов. После прихода к власти г-на Путина бюрократия почувствовала, какие ветры дуют из Кремля, и усилила давление - в качестве примера можно привести налоговые проверки. Новый закон, прошедший первое чтение в послушной Государственной Думе, даст чиновникам новые полномочия по контролю над неправительственными организациями, в том числе и иностранными.
Г-ну Путину следует подумать еще раз. Он неоднократно говорил, что Запад должен позволить России выбрать свой собственный путь к демократии. Однако страна не может продвинуться вперед на этом пути, если она все время пятится назад. Европейский Союз и США должны самым серьезным образом способствовать решению этого вопроса, и должны дать четко понять, что постоянно будут проявлять к нему интерес.
Намерению усилить государственный контроль над "АвтоВАЗом" предшествовали непрекращающиеся шаги, направленные на усиление влияния Кремля на экономику, которые начались с кампании против олигархов. Год назад официальные лица утверждали, что государство должно контролировать "стратегические" секторы экономики, такие как производство нефти. Однако теперь эта политика превратилась в общее стремление к контролю над коммерческой деятельностью. Даже с самой большой натяжкой "АвтоВАЗ" нельзя назвать стратегическим предприятием. Однако это крупное предприятие, на котором трудятся десятки тысяч рабочих.
Даже собственные экономические эксперты Кремля, например министр экономического развития Герман Греф, предупреждают, что возрастающее государственное вмешательство принесет вред экономике. Однако настоящие цели Кремля не экономические, а политические. Даже если г-н Путин захотел бы сейчас остановить движение к авторитаризму, он бы увидел, что его чиновников практически невозможно остановить. Их цель заключается в том, чтобы остаться у власти после президентских выборов 2008 года, когда г-н Путин уйдет с поста президента. Они не будут рисковать своей властью.
На нынешнем этапе негативные экономические последствия этих шагов компенсируются высокими мировыми ценами на энергоносители. Однако в один прекрасный день России придется заплатить за неприкрытые политические амбиции кремлевских чиновников. Иностранцам, инвестирующим средства в Россию, следует принять во внимание эти риски.