Когда Алиса проскочила в Зазеркалье, она, не иначе, оказалась в России.
Ибо только здесь исторически высокая эффективная налоговая ставка считается сильной стороной бизнеса. Действительно, если учитывать знаменитое непостоянство российских федеральных налоговых органов, то принцип 'отдай кесарю кесарево', которому безупречно следует Новолипецкий металлургический комбинат, может считаться только благом для компании - особенно сейчас, когда НЛМК подал заявку на размещение акций в Лондоне. Даже в голодный для отрасли 2001 год прибыльность комбината до уплаты налогов, процентов, издержек на износ и амортизацию держалась на уровне 28 процентов от выручки - это больше, чем в среднем по мировой черной металлургии на пике последнего индустриального цикла.
Правда, возникает вопрос - и что дальше? Причины увеличить долю находящихся в свободном обращении акций есть, и серьезные: нынешние четыре процента ликвидность не обеспечивают. Правда, деньги, которые можно получить на размещении, не особенно нужны ни менеджерам НЛМК, который к концу 2007 года, несмотря на серьезные вложения в модернизацию производственных мощностей, накопит, по некоторым прогнозам, до 3,3 миллиарда долларов свободной наличности, ни самому миллионеру Владимиру Лисину, главе комбината и владельцу большей части его акций.
В последнем раунде консолидации отрасли Новолипецкий комбинат участвовал мало. В России консолидация уже слишком велика, и договориться с кем-нибудь о сотрудничестве становится слишком трудно. При этом, поскольку никаких расширений комбинат не проводит, внесение в план распределения прибыли 25-процентной нормы дивидендов отдает никому не нужной скупостью. И как раз в этот момент инвесторам предлагают вложить деньги в лисинское предприятие - весьма прибыльное, но мало что из этой прибыли отдающее. Как такое возможно? Может, road-show покажет.