Президент России Владимир Путин выразил удовлетворение результатами парламентских выборов в Чечне: 'Эти выборы завершили процесс восстановления конституционного порядка в Чечне', - похвалил глава Кремля.
Знакомство с цифрами приободрило Путина: явка избирателей составила, по предварительным данным, 68 процентов. На выборах убедительную победу одержала кремлевская партия 'Единая Россия', набравшая примерно 62 процента голосов. Еще только две другие партии, коммунисты и 'Союз правых сил', смогли пройти в парламент, набрав чуть больше десяти процентов голосов избирателей.
В день, когда проходили выборы, в Грозном и в его окрестностях было, конечно, спокойно: благодаря 24000 солдат и десяткам тысяч сотрудников спецслужб и милиционерам. Перед избирательными участками стояли бронетранспортеры, вооруженные люди осуществляли патрулирование. Тем не менее, волна насилия прокатилась по Чечне во время предвыборной борьбы.
До 'конституционного порядка' в Чечне, где нарушения прав человека являются повседневным явлением, далеко. Выборы тоже не соответствовали минимальным демократическим стандартам. Андреас Грос (Andreas Gross), курирующий в Совете Европы вопросы, связанные с Чечней, жаловался, что избиратели запуганы, данные об их явке на избирательные участки завышены. 'Это подрывает легитимность любой власти', - говорит Грос.
Чеченские правозащитники, стоявшие перед избирательными участками, удивлялись тому, что количество отданных голосов было заметно выше, чем число избирателей, побывавших на избирательных участках.
Такая же фальсификация имела место во время президентских выборов в Чечне в 2004 году, когда был 'избран' Алу Алханов, человек Москвы. Однако настоящим наместником Путина является Рамзан Кадыров. Бородач, которому около тридцати лет, 'всего лишь' первый вице-премьер. Но де-факто Кадыров является в Чечне доминирующей фигурой. Теперь он может опираться также на большинство в парламенте. В своей лейб-гвардии он держит под ружьем 4000 человек - это, а также доступ к финансовым потокам из Москвы превращают его во владыку.
Путин стал заложником своей политики на Кавказе. Он делает ставку на свои органы безопасности и на таких людей, как Кадыров. Однако они своим необузданным насилием постоянно настраивают население против себя. У мятежников в такой атмосфере ненависти нет никаких проблем с пополнением своих рядом из числа молодежи, выросшей в условиях анархии и войны.
Восстановление идет медленно. Грозный остается опустошенным и в развалинах. В условиях безработицы на уровне 70 процентов нет никаких перспектив будущего. Даже если теперь у Чечни есть 'избранный' президент и 'избранный' парламент, регион остается российским приютом для бедняков, сильно пострадавшим от террора.