Одним из краеугольных камней в фундаменте демократического гражданского общества является свободная, неограниченная деятельность общественных организаций. Функционирование общественных или некоммерческих, как их зачастую называют в России, организаций дело довольно новое, несмотря на то, что подобных объединений в стране насчитывается уже сотни тысяч.
Президент Владимир Путин заявил летом этого года, что усиление общественных организаций дело важное, но при этом продиктовал новые правила игры, которые во многом входят в противоречие с принципом свободной общественной деятельности граждан страны. Правительство недавно передало в Думу законопроект, выдержанный в соответствующем духе. Документ предусматривает жесткий контроль со стороны госчиновников над деятельностью гражданских организаций и судьбоносно ограничивает право таких объединений получать финансовую помощь из-за пределов России.
Показательным для нынешнего этапа развития демократии в России является то, что, несмотря на явное несоответствие декларируемым мыслям и целям с точки зрения западных принципов функционирования общественных организаций, проект закона был принят Думой в первом чтении.
Проект закона предусматривает регистрацию всех, даже уже существующих в стране общественных организации в министерстве юстиции России. Он ограничивает право иностранцев на участие в деятельности подобных организаций и запрещает создание представительств или филиалов иностранных гражданских организаций, например таких, как 'Гринпис' или 'Международная Амнистия'. Госорганы получают широкие права по контролю деятельности общественных организаций и объединений и источников ее финансирования, прежде всего, зарубежных.
Эти идеи обосновываются необходимостью продолжать борьбу с терроризмом и отмыванием денег. Но главная причина, судя по всему, это нынешнее иностранное финансирование негосударственных и некоммерческих организаций, ведущих политическую деятельность в России. Так Конгресс США выделил в этом году на поддержку работы общественных организаций в России 85 миллионов долларов. По мнению российских чиновников, значительная часть этих средств идет на поддержку политической деятельности, что и следует запретить.
Мирные движения граждан в Грузии, Украине и Киргизии переросли в широкие демонстрации и привели к замене высших руководителей этих стран. Во всех указанных странах местные демократические движения получали иностранную, особенно американскую, финансовую поддержку. И, видимо, именно это подвигло Кремль к противодействию, чтобы подобное не случилось в России.
Президент Путин заявил летом, что он очень негативно относится к финансированию из-за рубежа политической деятельности в России. По его словам, ни одно уважающее себя государство не должно допускать подобного. Высказывая свое отношение к озабоченности, выраженной представителями общественных российских организаций относительно возможных негативных последствий принятия закона, президент выразил понимание такой позиции, но вновь заявил о недопустимости финансирования из зарубежных фондов, даже по государственным каналам, политической деятельности в стране.
Путин не стал разъяснять, что он понимает под словами 'политическая деятельность', которая не должна получать финансовой поддержки из-за границы. Он не ограничил ее политическими партиями. Летом он уделил особенное внимание деятельности природоохранных организаций, которые, получая иностранную помощь, значительно затрудняли выполнение важных в общегосударственном плане российских экономических проектов, среди которых строительство нефтеналивных портов на побережье Балтийского моря и нефтепровода по территории Восточной Сибири.
Подобные заявления показывают, что России предстоит еще долгий путь до построения в стране гражданского общества, в котором деятельность общественных организаций со своими международными контактами является естественным явлением.