В отношениях с Евросоюзом страны Балтии всегда были для нас примером: после распада СССР мы начинали путь, конечно, не с одинаковых, но во многом похожих стартовых позиций. Сегодня Литва, Латвия и Эстония успешно реализовали свой европейский и евроатлантический выбор. Литовцы говорят, что с весны прошлого года, когда они присоединились к НАТО и ЕС, их внешняя политика должна была решать новые задачи. Одной из них стала поддержка инициатив балто-черноморского регионального сотрудничества и стремления Украины стать членом мирового демократического сообщества. Впрочем, такой внешнеполитический акцент - продолжение прежнего курса. При власти Леонида Кучмы Вильнюс старался втягивать нас в диалог с Западом, в то время как многие голоса в Евросоюзе требовали Украину 'не пущать'. Кульминацией литовского участия в нашей судьбе стали прошлогодние события: президент Валдас Адамкус был одним из посредников во время революционных круглых столов в Киеве. По словам посла Украины в Литве Бориса КЛИМЧУКА, литовцы и поляки тогда 'выполнили ту работу, за которую в силу разных причин не хотели браться другие европейцы: в силу условностей, беспокоясь о 'чистоте' собственных рук; а Литва держала ногу в дверях, чтобы те не закрылись совсем, чтобы не было абсолютной дипломатической блокады Украины'. Через год после оранжевой революции, незадолго до саммита Украина - ЕС и форума Сообщества демократического выбора группа украинских журналистов и политологов посетила Вильнюс и смогла из первых уст узнать, как Литва оценивает наши перемены и перспективы.
"Сделать для Украины то, что для Литвы сделала Дания"
'После оранжевой революции я не раз встречался с Виктором Ющенко, мы с ним обсуждали актуальные проблемы, прогресс, которого вы достигаете. Одна из моих целей на международных встречах - напомнить, что существует Украина, которая хочет стать членом демократического мира. Это желание и всей Литвы - мы хотим, чтобы вы были вместе с нами, в одной семье. Учитывая ваш национальный потенциал, вы можете внести большой вклад в жизнь всей Европы', - сказал президент Литвы Валдас АДАМКУС. Отвечая на вопрос журналистов о том, к какому сроку, по его мнению, Украина сможет достичь литовского уровня развития, президент сказал, что до 2010 года. 'Вы способны это сделать, у вас есть огромное желание, огромный потенциал, и если вы реализуете его, то к 2010 году даже, может быть, опередите нас. Мы прошли очень сложный период - период вхождения в ЕС и в НАТО: у нас не было примеров, на которых мы могли бы учиться. Вы же можете поучиться на нашем примере. И не бойтесь спрашивать, мы поделимся своим опытом', - сказал Валдас Адамкус.
По мнению директора департамента Европейского Союза МИД Литвы Жигимантаса ПАВИЛЕНИСА, в отношениях с ЕС Украина сейчас находится на том этапе, который Литва прошла в 1992 - 1993 годах. 'Тогда нашим главным аргументом было: 'Мы другие, мы хотим жить по европейским демократическим принципам'. Этой дифференциации вам сейчас как раз не хватает. Вы в одной корзине со странами Северной Африки, но это противоречит логике', - отметил дипломат. Кстати, он настаивает на том, что путь в ЕС не может быть отдельным от пути в НАТО - только параллельным. По словам Павилениса, сегодня Литва и другие новые члены Евросоюза, в частности, хотят, чтобы тот визовый режим, который они имеют с Украиной, был максимально перенесен на общеевропейскую практику. А в целом Литва стремится сделать для Украины то, что в 1993 году сделала для Вильнюса Дания: 'На саммите в Копенгагене было записано, что балтийские страны могут заключить договор о свободной торговле с Евросоюзом, который может стать основой договора об ассоциации. Это было историческое решение'. По словам Жигимантаса Павилениса, заключив в 1995 году договор об ассоциации с Евросоюзом, Литва стала получать от него настоящие средства для реформ. Например, 'только на обустройство литовской границы с Россией и Беларусью Евросоюз выделяет 150 миллионов евро'.
'Выбирайте профессионалов'
Естественно, для того, чтобы претендовать на развитие отношений с Евросоюзом, Украина должна продемонстрировать соответствующие достижения, и одной оранжевой революции здесь мало. Первые лица Литвы открыто говорят о том, что им не нравится в нашей стране. Президент Валдас Адамкус хотел бы видеть более решительные и быстрые реформы. 'Кроме того, я хотел бы, чтобы ваши политики умели лучше договариваться, потому что споры между ними негативно влияют на процессы в стране. Я думаю, парламентские выборы 26 марта ответят на многие вопросы. Это голосование, наверное, будет самым лучшим ответом на вопрос о том, как сами люди Украины оценивают оранжевую революцию', - сказал Валдас Адамкус. 'Мир сегодня и гордится, и радуется тому, что вы сделали. Сейчас вы должны доказать, что мир не ошибся, - продолжил президент Литвы. - В ходе преобразований без жалости уничтожайте коррупцию. Выбирайте самых талантливых людей, не тех, кто является чьими-то протеже, а тех, кто может хорошо работать. И не бойтесь принимать непопулярные решения, если вы уверены, что они правильные'.
'Литовский опыт показывает: когда нет консенсуса по главным вопросам, очень трудно двигаться вперед, - отмечает спикер Сейма Артурас ПАУЛАУСКАС. - Выборы всегда вносят какие-то коррективы, но когда есть соглашения по главным вопросам, все знают, что курс не будет меняться, несмотря на то, какие политические силы придут к власти. Мне кажется, что у вас такого четкого определения не хватает. Хотя при встречах всегда подчеркивается, что Украина хочет стать членом Европейского Союза (о НАТО, может быть, немного по-другому размышляют). Надо начать с соглашения политических сил. Если они договорятся, общество на эти шаги также будет смотреть позитивно. В Литве было много разногласий до 2000 года, но когда был подписан акт о главных политических целях - очень быстро изменилось и общественное мнение'. 'Мы готовы делиться нашим опытом, если у вас есть желание его перенять. Чтобы систематизировать нашу помощь, избежать ее дублирования, мы спросили, в чем нуждается Украина, парламент. И получили в ответ больше 20 тем. Думаю, мы очень быстро составим список актуальных позиций и ответственных за их выполнение. Мы сделали очень большой шаг вперед. Сейчас, конечно, слово за Украиной', - сказал спикер.
Кому это на самом деле надо?
В кулуарных беседах представители литовской власти еще откровеннее. Они прямо говорят, что со своей стороны уже сделали для Украины почти все, что было возможно, и теперь мяч - на нашем поле. При этом собеседники признаются: иногда, предлагая украинским партнерам конкретные шаги, они ощущали, что на самом деле все это нужно только им, литовцам. Украинцы же, восторженно выступив на высшем уровне, стопорили инициативы на среднем и вели себя в стиле 'Позвоните завтра'. Впрочем, и на высшем уровне Киев позволял себе 'проколы'. Например, Литва с недоумением восприняла тот факт, что председатели парламентов стран Балтии и Скандинавии, посетившие Украину этой осенью, поначалу столкнулись с отсутствием интереса к их визиту.
В такой ситуации Литва все- таки надеется, что мы рано или поздно исправимся, и участвует вместе с Украиной в инициативе Сообщества демократического выбора. Через несколько дней для участия в его форуме в Киев прилетит Валдас Адамкус. 'Мы не делаем того, во что не верим', - говорит советник президента Литвы Эдминас БАГДОНАС. Он настаивает на том, что без региональной стабильности невозможны экономические, социальные, политические преобразования. 'Потенциал есть, надо найти форму, в которой его использовать', - говорит он. По мнению советника литовского президента, Украина - уже региональный лидер, потому что на нее ориентируются Грузия и Молдова.
По словам Бориса Климчука, литовские политики, солидарные друг с другом в поддержке Украины так же, как и в других аспектах внешней политики, всегда идут на полшага впереди. 'Их слово всегда первое: 'Дать Украине шанс, дать возможность, подождать еще чуть-чуть'. Они рискуют из-за нас, и в этом наша ответственность'.
N220, вiвторок, 29 листопада 2005