DER STANDARD: У народов Причерноморского бассейна не существует общей идентификации. Зачем она теперь им понадобилась?
Огнян Минчев (Ognyan Minchev): Причина происходящих там конфликтов - конкурентная борьба между российской и османской империями, доминировавшими в регионе на протяжении трех столетий. 'Холодная война' была настолько холодной, что заморозила эти конфликты. Наследие - раскол и разрушение - для небольших стран на Южном Кавказе очень болезненно. Но сегодня его можно преодолеть, если будут использованы европейские и трансатлантические возможности, поскольку Запад хочет добиться стабильности в регионе для решения стратегических задач на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Страны Черноморского бассейна должны заставить работать на себя интересы Запада и создать систему безопасности, являющуюся частью западной системы. Но еще потребуется время, чтобы политические элиты поняли, что региональное партнерство увеличивает возможности лоббизма интересов региона в Западной Европе.
DER STANDARD: Как заполучить для этого в союзники Россию?
Огнян Минчев: Для этого сначала нужно, чтобы Россия обрела свое новое и сильное 'я'. После распада империи элита лишена уверенности, способной вписать страну в контекст сегодняшнего мира. Но я думаю, что Россия в этом столетии найдет свое место как партнер Западной Европы, так как справиться в одиночку с вызовами, с которыми сталкивается, - на исламском юге, на китайском востоке - она не в состоянии. Но конкретные шаги на пути к партнерству являются пока предметом больших разногласий между Россией и Западом, поэтому пройдут еще одно или два десятилетия, пока их можно будет устранить.
К сожалению, это будет время, когда конфликты между Россией и Западом будут отражаться на судьбе небольших наций, прежде всего на Черном море. Например, население Абхазии является заложником неопределенности, существующей между Западом и Россией в том, кто же будет контролировать Южный Кавказ как стратегический путь, ведущий в Среднюю Азию.
DER STANDARD: Поэтому необходимы перемены?
Огнян Минчев: Силы будущего - Китай, Индия, Бразилия и мощные движения в исламском мире - будут все более структурированными и более активными. Нужно менять контекст или проиграешь. В конечном счете, Россия решит не проигрывать.
DER STANDARD: Как должна вести себя в регионе Европа?
Огнян Минчев: Тот, кто не занимается проблемами Черноморского региона, остается в стороне от проблем границ Европы и отношений, которые будут в результате этого складываться. Для Европы не все равно, будут ли это отношения партнерства или же это будет граница конфликтов с враждебными нациями. Интеграция стран Черноморского бассейна в мир европейских ценностей и структур - прежде всего в интересах Европы. Поскольку от того, как будут жить завтра украинцы, грузины и русские, будет в значительной мере зависеть жизнь Европы.
Огнян Минчев - директор Института региональных и международных исследований (IRIS) в Софии.