13 ноября на нефтехимическом заводе в китайском городе Цзилине, что к северо-востоку от Пекина, произошел мощный взрыв. Погибло пятеро рабочих; в протекающую поблизости реку Сунгари попало более 100 тонн высокотоксичных химических веществ. Образовавшееся пятно нефтепродуктов длиной в 50 миль течение понесло вниз по реке: возникла угроза густонаселенным прибрежным районам, в том числе Харбину (вместе с пригородами его население составляет 8 миллионов человек) и российскому городу Хабаровску.
Китайские власти, вместо того, чтобы попытаться свести к минимуму последствия этой экологической катастрофы, в очередной раз продемонстрировали, что из-за существующей в стране политической системы здоровье людей, и не только в Китае, может в любой момент оказаться под угрозой.
Чиновники городских властей Цзилиня публично отрицали сам факт утечки вредных веществ, одновременно пытаясь скрыть последствия загрязнения, открыв шлюзы водохранилища. Все это время пятно токсичного бензола и нитробензола несло течением мимо густонаселенных сельских районов и города Суньян с четырехсоттысячным населением, муниципалитет которого скрыл этот факт от жителей, хотя питьевой водой город снабжается из реки. Согласно одному сообщению китайских СМИ, лишь через 6 дней власти Цзилиня проинформировали руководство провинции об опасности, угрожающей Харбину, расположенному в 165 милях вниз по течению. Муниципалитет этого города тянул еще два дня, а затем обратился к жителям с ложным заявлением о том, что система водоснабжения отключается для текущего ремонта. Правда выплыла наружу лишь 23 ноября, через 10 дней после взрыва, когда в городе началась паника, вызванная слухами о предстоящем землетрясении, которые, очевидно, спровоцировали явно недостоверные объяснения причин отключения водоснабжения.
Наш корреспондент Филипп П. Пэн (Philip P. Pan) сообщил о следующем факте: когда пекинские и шанхайские газеты попытались задним числом проследить историю с сокрытием правды властями, отдел пропаганды ЦК КПК приказал им прекратить расследование и пользоваться только данными официального информационного агентства 'Синьхуа'. Из-за подобных цензурных ограничений мы до сих пор не знаем, распространялась ли эта ложь - сравнимая по своим последствием с сокрытием советскими властями известия о Чернобыльской катастрофе в 1986 г. - по инициативе местных властей, или по приказу высшего руководства Коммунистической партии. Если верить сообщениям некоторых китайских СМИ, муниципалитет Харбина поначалу не сообщал о приближении токсичного пятна из-за того, что ожидал разрешения из Пекина на раскрытие этой информации.
Так или иначе, сегодня, когда мы с особой наглядностью убедились, что экологические катастрофы и эпидемии могут быстро приобрести международный масштаб, история с утечкой токсичных веществ должна заставить насторожиться международные организации в сфере здравоохранения. Из-за попыток китайских скрыть происходящее, в России подготовка к борьбе с загрязнением реки началась с десятидневным запозданием. В 2003 г. Попытка Пекина скрыть информацию о вспыхнувшей эпидемии атипичной пневмонии способствовала ее распространению по всей Азии. Сегодня, когда весь мир волнует возможность пандемии птичьего гриппа, китайское правительство утверждает, что в стране зарегистрировано всего 3 случая заболевания этой инфекцией - для сравнения, в соседнем Вьетнаме зарегистрирован 91 заболевший. Правдива ли эта информация? Если, как и в случае с катастрофой на заводе, она не соответствует действительности, это может привести к катастрофическим последствиям.