Вашингтон. Гонка в области стратегических вооружений между Соединенными Штатами Америки и Россией, которую почти игнорируют основные средства массовой информации США, снова возродилась; при этом расходы и интенсивность разработки систем оружия являются невиданными со времен развертывания ракет SS-18 и "Pershing" четверть века назад.
Семнадцатого ноября с.г., как сообщало агентство "United Press International", военно-морские силы (ВМС) США успешно провели самые амбициозные на сегодняшний день испытания противоракеты, которая была запущена с находившегося в Тихом океане американского крейсера, оснащенного системой оружия "Aegis". Успех этих испытаний резко контрастировал с бесконечными задержками, перерасходом средств и крупными неудачами на испытаниях, которые преследуют наземный комплекс противоракетной обороны (ПРО), развернутый Управлением противоракетной обороны (Missile Defense Agency) Министерства обороны США вокруг базы "Форт-Грили" (Fort Greely), на Аляске.
Россия тем временем продолжает осуществлять свою самую масштабную со времен краха коммунизма программу испытаний и модернизации межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Российский президент Владимир Путин, благодаря огромным доходам от экспорта нефти, направляет большие ресурсы в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) с целью модернизации дорожно-мобильных ракетных комплексов SS-27 "Тополь-М" и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) "Булава", чтобы оснастить их разделяющимися головными частями с маневрирующими боеголовками индивидуального наведения (РГЧ типа MARV), которые неуязвимы для все еще не испытанных новых систем ПРО США.
"Можно подумать, что 'холодная война' никогда не кончалась", - написал аналитик Джеймс Хэккетт (James Hackett) в номере газеты "The Washington Times" за 14 ноября.
На этой неделе Космические войска (КВ) России объявили, что они в содружестве с РВСН успешно провели летные испытания еще одной ракеты "Тополь-М" (которую россияне обозначают как РС-12М) с сильно засекреченного космодрома Плесецк, на севере Архангельской области России.
"Ракета была запущена с автономной пусковой установки. Целью этого запуска являлось подтверждение летных, технических и оперативных характеристик дорожно-мобильного ракетного комплекса "Тополь" с тем, чтобы продлить срок его службы до 20 лет", - заявил агентству новостей "Интерфакс" начальник пресс-службы КВ Алексей Кузнецов. Он сказал, что летные испытания прошли нормально, в соответствии с планом.
Эти испытания были самым последними в большой, амбициозной и пока что в целом успешной серии летных испытаний, о которых сообщало UPI.
Хэккетт отметил, что ракета SS-27 "Тополь" является основой быстро модернизирующегося российского стратегического ядерного арсенала. "Планируется, начиная со следующего года, развертывать эти МБР в мобильном варианте, который труднее обнаружить и поразить, - написал он. - Эту твердотопливную ракету с ускоренным разгоном будет труднее перехватить на разгонном этапе, а ее маневрирующую боеголовку будет труднее перехватить на последующих этапах траектории".
Британский аналитик Дункан Ламонт (Duncan Lamont) в редакционном предисловии к новому изданию Jane's Strategic Weapons Systems написал, что испытываемые в настоящее время усовершенствованные ракеты "Тополь-М" и "Булава" "несут гиперзвуковые боеголовки, способные маневрировать на среднем и конечном участках траектории и тем самым уклоняться от запускаемых с земли и предназначенных для перехвата целей на среднем участке траектории противоракет, которые развертываются в американских штатах Аляска и Калифорния".
"Появляется новый класс баллистических ракет, которые сегодня именуются 'квазибаллистическими или полубаллистическими' ('quasi- or semi-' ballistic missiles). Это такие ракеты, которые способны маневрировать на разгонном, среднем и конечном этапах полета", - написал Леннокс (Lennox).
У России уже есть 46 ракет "Тополь", развернутых в шахтных пусковых установках (ШПУ), что представляет собой только надводную часть айсберга ее арсенала стратегических ядерных ракет. Хэккетт пишет, что Кремль планирует модернизировать весь свой арсенал, оснастив каждую ракету тремя боеголовками типа MARV и заменив все свои существующие дорожно-мобильные комплексы МБР SS-25 на дорожно-мобильные комплексы "Тополь".
Деньги не станут проблемой. Российский министр обороны Сергей Иванов в прошлом месяце объявил, что РВСН на эту модернизацию выделяется дополнительно 1,8 млрд. долл. США.
Хэккетт вполне правильно отмечает, что единственный практически осуществимый в данное время, даже теоретический, путь создания системы ПРО для борьбы с коренным образом усовершенствованными ракетами "Булава" и "Тополь" - заранее разместить перехватчики системы ПРО в космосе, на околоземной орбите. Российские аналитики с таким заключением согласны.
Но, разумеется, этот путь стал бы куда более дорогостоящим и технически трудным для Соединенных Штатов, которым пришлось бы добавить программу разработки и вывода на орбиту космических перехватчиков к ныне существующим, не укладывающимся в бюджетные ассигнования и отстающим от графика программам ПРО в момент, когда федеральный бюджет страны имеет беспрецедентный дефицит. Когда Управление противоракетной обороны США в двух из трех последних попыток не сумело добиться даже того, чтобы включился стартовый ускоритель противоракеты на наземной пусковой установке, сам по себе инженерный вызов развертывания целого флота космических перехватчиков, которые могли бы перехватить десятки ракет "Тополь-М" и "Булава", представляется непреодолимым.
Следовательно, несмотря на десятки миллиардов долларов, которые уже вложены в систему ПРО США, огромное физическое и инженерное превосходство на Высоком Рубеже (High Frontier) по-прежнему имеют наступательные системы оружия. Спустя четверть века после того, как Рональд Рейган (Ronald Reagan) обнародовал свое видение "Звездных войн" (Star Wars), предусматривавшее создание высокоэффективной системы ПРО, мир все еще остается в смирительной рубашке стратегии взаимного гарантированного уничтожения (Mutually Assured Destruction) как единственного жизнеспособного способа устрашения от развязывания ядерной войны.