Никто в Грозном не знает, что произойдет в Чечне в ближайшем или чуть более отдаленном будущем, но одна вещь очевидна: продвигаемый Кремлем процесс 'политической нормализации' не ставит точку в скрытой войне, которая обескровила эту северокавказскую республику за последние 11 лет, а, напротив, создает благоприятную почву для дальнейшего обострения конфликта.
Вместо поисков соглашения со всеми заинтересованными сторонами кланового чеченского общества, Кремль выдал лицензию на пиратство правящему клану Рамзана Кадырова. Его отец, Ахмад Кадыров, бывший одним из лидеров чеченских сепаратистов, а впоследствии сумевший договориться с Россией, был убит в мае прошлого года своими прежними соратниками по вооруженной борьбе.
Ситуация может в любой момент выйти из-под контроля и спровоцировать очередное кровопролитие, которое обернется для гражданского населения десятками тысяч новых жертв. С 1994 года уже погибло 200 000 чеченцев, согласно статистике, предоставленной Таусом Джабраиловым, главой Госсовета Чечни, который вскоре передаст свои полномочия избранному в позапрошлое воскресенье парламенту.
Преждевременно говорить о том, что республика стоит на пороге третьей русско-чеченской войны, хотя сегодня все больше параллелей с ситуацией 1997 года, которая привела двумя годами позже ко второй, еще не оконченной сегодня войне с использованием тактики партизанской борьбы, избранной сепаратистами после взятия Грозного весной 2000 года.
Республика имела в тот момент слабого номинального президента - Аслана Масхадова - и реальную силу в лице Шамиля Басаева, чьи вакхабистские отряды насаждали порядок с помощью таких же жестоких репрессий, к которым прибегает сегодня кадыровская гвардия, а сам Кадыров принимает решения, находясь в тени Алу Алханова, очередного номинального президента Чечни.
Алханов сменил Ахмада Кадырова с одобрения Москвы, которая захлопнула двери перед всеми неподконтрольными ей чеченскими политиками, и только потому, что возраст Рамзана, в момент гибели его отца, был ниже установленного Конституцией порога для кандидатов в президенты.
Рамзану Кадырову, чья гвардия насчитывает от 10 до 15 тысяч вооруженных бойцов, исполнится в будущем году 30 лет. Никто здесь не сомневается в том, что он будет назначен на пост президента Чеченской Республики своим могущественным покровителем, российским лидером Владимиром Путиным, который отменил выборы региональных губернаторов под предлогом бесланской трагедии, якобы для 'усиления борьбы с терроризмом'.
Ожидается, что новый чеченский парламент, депутаты которого повинуются Кадырову, обратится в 2006 году к Путину с просьбой аннулировать президентский мандат Алханова за два года до истечения его срока.
Кремлю предстоит принять крайне деликатное решение, способное ускорить раскол в пророссийском правительстве Чечни. Чтобы обезопасить себя, Алханов назначил министром внутренних дел собственного брата, Руслана, и заручился поддержкой внушительной части чеченской милиции.
Не хватает только, чтобы алхановцы и кадыровцы в итоге перестреляли друг друга, если Кремль решит оставить нынешнего президента или, напротив, склонится к назначению Кадырова.
Выступая перед иностранными журналистами на импровизированной пресс-конференции после одного из недавних мероприятий, Алханов заметно нервничал и насупился, когда его спросили в лоб о возможной замене Кадыровым в следующем году.
Он ответил жестко: 'На данный момент я руководитель, а Кадыров всего лишь один из членов моей команды, один из ближайших и ценных сотрудников, но командую здесь я'.
Позволяя Кадырову усиливать все больше и больше свою личную гвардию, Кремль порождает, в действительности, чудовище со многими головами, которые начнут пожирать друг друга рано или поздно.
Ведь так называемая политика 'национального примирения' есть не что иное, как опасный и неумный шантаж с целью склонить отряды боевиков во главе с их лидерами к переходу в другой лагерь.
Тем временем, самые радикальные представители чеченских сепаратистов продолжают свои нападения и вылазки. Группа из 15 вооруженных боевиков ворвалась на днях в дом Ибрагима Умпашева, главы администрации селения Автуры, в 30 километрах к юго-востоку от Грозного, и изрешетила пулями его самого и его сына Ису.
Российское правительство намерено и дальше поддерживать политическую фикцию в Чечне, тем более что Европейский Союз начал ему подыгрывать, как в случае с заявлением британской стороны, председательствующей в ЕС, о том, что недавние выборы 'являются значительным шагом по направлению к тому, чтобы в чеченском обществе были широко представлены различные точки зрения'.
Сегодняшнее 'решение' чеченской проблемы зыбко и зависит от жизни одного единственного человека - Рамзана Кадырова. Боевики уже убили его отца, и если та же участь постигнет нового хозяина Чечни, обрушится и вся декорация с 'политической нормализацией'.