Москва, 2 декабря 2005 года. На телеэкране московский двор, где трое темнокожих мужчин с Кавказа угрюмо сидят и едят арбуз, а затем бесстыдно бросают корки под ноги белокурой молодой женщине, толкающей детскую коляску.
Двое этнических русских возмущенно взирают на этих арбузных хулиганов. "А ну, подберите", - угрожающе произносит один из них.
По экрану пробегают слова "Очистим наш город от мусора".
Когда накануне выборов в Московскую городскую думу эта политическая реклама вышла в эфир, правозащитные организации были шокированы. Лидер набирающей силу националистической партии "Родина" Дмитрий Рогозин, одна из "звезд" этого ролика, с явным смущением доказывал, что его неправильно поняли.
Но именно в тот день, когда данный ролик впервые вышел в эфир, в Париже взбунтовались члены эмигрантской, в основном мусульманской, общины. И сегодня этот арбузный ролик дублируется на французский язык, в нем появилась новая заставка "Франция. Год назад".
"Посмотрите, что происходит во Франции. Забудьте разговоры о ксенофобной политике - на дорогах горят автомобили, - сказал Рогозин. - Я не хочу, чтобы то же самое произошло в России".
Чего не упомянул Рогозин, так это, что такое здесь уже бывало - но противоположное.
В прошлом году в результате мотивированных расовой неприязнью жестоких уличных нападений банд молодых, главным образом славянских, хулиганов погибли почти 50 азиатов, негров, кавказцев и прочих "цветных". Это почти в 2 раза больше, чем в предыдущем году. В этом году, как сообщил в прошлом месяце телеканал НТВ, только в городе Воронеж подверглись нападениям не менее 40 иностранных студентов.
Эти доведенные до нищеты парни с городских окраин видят в приезжих с Кавказа главную причину всех своих проблем, а поэтому они их избивают, чтобы поквитаться", - сказал Саид Бицоев, уроженец кавказской республики Чечня и главный редактор одной крупной московской газеты. В прошлом месяце скинхеды нанесли семнадцатилетнему сыну Бицоева 17 ножевых ран и, сочтя мертвым, бросили, но он выжил.
Иммиграционная проблема России не похожа на те, с которыми сталкиваются такие европейские столицы, как Париж, Лондон или Берлин. Здесь, в России, 80% примерно 10-миллионной армии нелегальных мигрантов едва ли можно назвать иностранцами: это граждане бывшего Советского Союза, не славяне, которые, тем не менее, с детства говорили по-русски, ходили в советские школы и считали Москву своей столицей.
Жители таких северокавказских республик, как Чечня, фактически являются гражданами Российской Федерации, хотя это было трудно понять из арбузного ролика "Родины".
Подтекст этого ролика - искоренить проблему в зародыше, прежде чем мигранты взбунтуются - играет важную роль в избирательной кампании по выборам в Московскую городскую думу, считающихся генеральной репетицией для вопросов, которые станут доминировать на критически важных парламентских выборах 2007 года.
Иммиграционная проблема набрала достаточную силу для того, чтобы 4 ноября в националистическом марше приняли участие свыше 3000 демонстрантов, несших такие, например, плакаты, как "Очистить Россию от оккупантов!".
В прошлом месяце Движение против нелегальной иммиграции спонсировало собравший меньшее число участников митинг под лозунгом "Остановить темнокожих насильников!" перед зданием Московского университета дружбы народов, который является магнитом для студентов из Азии, Латинской Америки и Африки и частым объектом расистских нападений.
"Люди по собственной воле выходят на улицу и угрожают сами решить эту проблему - с помощью дубинок, если потребуется", - сказал Александр Белов, который являлся соорганизатором обоих маршей.
"Родина" проповедует насилие и настаивает, что ее нынешняя кампания фокусируется на регулировании иммиграции, а не на выживании из страны "цветных". Эта партия поначалу считалась изобретением Кремля, созданным накануне парламентских выборов 2003 года, чтобы увести голоса у в то время все еще влиятельной Коммунистической партии.
Этот блок получил неожиданно большое число голосов избирателей - 9%. Вместе с ультранационалистической Либерально-демократической партией России (ЛДПР) Владимира Жириновского, которая получила более 11% голосов избирателей, "Родина" увела существенную долю голосов у коммунистов, достаточную, чтобы оставить эту когда-то могущественную партию без представительства в парламенте.
Предстоящие в 2007 году следующие парламентские выборы покажут, возможна ли передача власти демократическим путем в конце второго президентского срока Владимира Путина.
"Родина" и откровенно высказывающийся Рогозин сегодня, кажется, не испытывают недостатка в деньгах, находясь в резкой оппозиции к пропутинской партии "Единая Россия" и стремясь к коалиции с бывшими врагами из лагеря оппозиции, в том числе с коммунистами и сидящим в тюрьме бывшим нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским.
В этом химерическом мире российской политики пока не ясно, является ли оппозиция подлинной или же инсценированной. Некоторые говорят, что Путин сам поочередно флиртует с националистическими темами - возвращая советскую красную звезду, государственный гимн и кремлевский почетный караул вместе с классическими эмблемами царской России - и фабрикуя образ фашистского привидения, чтобы напугать избирателей и заставить их в 2007 году броситься в объятия "Единой России".
Шансы "Родины" на ближайшую перспективу потерпели неудачу в прошедшую субботу, когда Московский городской суд постановил из-за арбузного ролика запретить ей участвовать в выборах в Московскую городскую думу. Центральная избирательная комиссии решила отложить исполнение судебного вердикта до рассмотрения апелляции "Родины" в Верховном суде России.
Ясно одно: эта партия берет на прицел миллионы нелегально наводнивших Россию рабочих-мигрантов, большинство из которых являются выходцами из бывших советских республик Азербайджан, Армения, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Они торгуют на рынках, подметают улицы, помогают перестраивать частные дачи и работают на бурно расцветающем строительстве московских многоэтажек.
После краха советской системы активно работающие овощные и фруктовые рынки Москвы попали в руки азербайджанских иммигрантов. "Родина" приписывает этот феномен жесткой тактике азербайджанских мафиозных группировок. Однако мало кто из рыночных торговцев считает себя людьми, торгующими незаконно.
Мехти, 40-летний уроженец столицы Азербайджана, Баку, опасавшийся преследования милиции, если назовет свою фамилию, торгует на Ленинградском рынке вот уже 12 лет. Когда его спросили, не сделали ли ролики вроде арбузного жизнь иностранцев в Москве более трудной, он просто моргнул.
"О чем вы говорите, - сказал он. - Я не иностранец. Я родился в этой стране, в Советском Союзе. Я служил этой стране в Советской Армии в Восточной Германии. А теперь вот Рогозин заявляет, что я - мусор. Мы много трудимся, продавая фрукты и овощи жителям этого города, и если бы они могли обойтись без нас, нас бы здесь не было, поверьте".
У десятков тысяч рабочих-мигрантов в Москве предсказываемое Рогозиным восстание по типу парижского вызывает аналогичное недоумение.
Работающие на городских стройплощадках таджики и узбеки в типовом случае стараются "не возникать", избегая встреч с милицией, которая может их депортировать, с соседями, которые могут на них донести, и с работодателем, который нередко использует их страхи, чтобы не платить им за работу.
Лазиз, 32-летний плотник-мигрант, который тоже опасался назвать свою фамилию, сказал, что в этом году 2 месяца проработал на строительстве жилого дома, рассчитывая заработать 1200 долл. США, чтобы послать их в Узбекистан жене, двоим детям, родителям и младшему брату, который находится на его иждивении.
Работодатель выплатил рабочим аванс в сумме около 120 долл., чтобы они могли сами покупать продукты, и разместил их в переполненном общежитии с трехъярусными койками и без душа. Когда к концу второго месяца пришло время получать зарплату, появилась миграционная милиция. Лазиз избежал ареста, заплатив сотруднику милиции 14 долл., которые у него остались из отложенной на питание суммы; двое его близких друзей многие недели провели за решеткой, где один из них серьезно заболел.
"Я разговаривал с другом по телефону и слышал, как он плачет в трубку, - сказал Лазиз, худощавый и мягкий мужчина, слишком застенчивый, чтобы смотреть прямо в глаза собеседнику, когда он рассказывал свою историю. - Он мне сказал 'Это ужасно, вытащи меня отсюда'".
После этого Лазиз и один из других его товарищей, все еще не терявших надежды заработать достаточно денег, чтобы возвратиться в Узбекистан, нанялись переделывать подъезд одного жилого дома в центре Москвы, за что им обещали заплатить на двоих 700 долл. за 22 рабочих дня. Когда работа была выполнена, бригадир дал им половину оговоренной суммы - 350 долл.
"Что мы можем поделать? - сказал он. - Я даже никого здесь не знаю. И я не могу никуда обратиться за защитой. У меня нет регистрации (на право проживания и работы). У меня нет нужных документов".
Противники иммиграции утверждают, что такие работники, как Лазиз, соглашаясь на низкую зарплату, не дают россиянам возможности зарабатывать на жизнь на стройках. Рогозин требует географических квот для контролируемой, легализованной миграции.
Однако сокращающееся население России сделало очевидным для большинства правительственных чиновников, что развитие нации удастся гарантировать только с помощью надежного обеспечения миграционной рабочей силой. Федеральная миграционная служба России, ссылаясь на страх перед гражданскими беспорядками, если она будет бездействовать, в этом году объявила о планах первой в России амнистии для иностранных рабочих, которая будет распространяться на миллионы нелегальных мигрантов. Если амнистии не будет, процесс выдачи иммигрантам разрешений на работу в России станет представлять длительную и нередко непреодолимую бюрократическую преграду даже для граждан бывших советских республик, которым не нужны визы для поездок в Россию.
"Я считаю, что мы достигли точки, когда мы должны их легализовать. Если мы их не легализуем, мы вытесним их на обочину жизни и вынудим их совершать уголовные преступления. Мы сделаем их бесправными", - заявил репортерам в прошлом месяце Вячеслав Поставнин из Миграционной службы России.
"При таком большом числе нелегальных мигрантов, которые лишены основных прав и которые испытывают давление со стороны милиции, могут быть спровоцированы любые волнения, потому что им нечего терять", - предостерег он.
Что именно предсказал Рогозин
Арбузный ролик, не устает повторять лидер партии "Родина", был неправильно понят.
"Мы использовали слово 'мусор" для описания невоспитанности, некультурного поведения в отношении женщин, в отношении нашего города. Именно такое неуважительное поведение мы и назвали мусором", - сказал он.
"Нас это очень обидело и ошеломило, когда мы услышали, что кто-то принял это слово на свой счет".