В эти выходные [2-3 декабря - прим. перев.] в Лондоне соберутся министры финансов стран 'большой семерки', на долю которых приходится 64% мирового ВВП (в пересчете на рыночные цены). Официальным поводом для встречи стали торжественные проводы Алана Гринспэна [Alan Greenspan - председатель Федеральной резервной системы США, в январе уходит с этого поста - прим. перев.], но в остальном 'гвоздем программы' станет британский премьер-министр. Приглашены и представители так называемых 'стран БРИК', которые, по прогнозам, должны к 2040 г. обогнать 'большую семерку' по экономическому потенциалу.
Прогноз об экономическом 'взлете' стран БРИК - Бразилии, России, Индии и Китая - обнародованный аналитиками компании 'Goldman Sachs' в 2003 г., уже вошел в историю.
Насколько он оправдывается на сегодняшний день? Здесь очень важно выявить тенденции развития. Поскольку сегодня на долю стран БРИК приходится лишь 8% мирового ВВП, их будущая экономическая гегемония зависит от стабильности темпов роста не меньше, чем любая интернетовская модель оценки курсов акций. А здесь не все идет гладко. Рост ВВП Бразилии в третьем квартале сократился на 1,2%. Нынешний экономический бум в России в основном связан с экспортом сырья. Ее политика и система управления - важнейшие составляющие устойчивого роста - явно изменились к худшему. В США же темпы экономического роста, напротив, оказались выше ожидаемых.
Однако в целом экономика стран БРИК развивается в нужном направлении. Их доля в объеме мировой торговли, потребления нефти и иностранных инвестиций увеличилась до 15-20%. Во многом такими показателями эта группа стран обязана Китаю, который и по прогнозу 'Goldman Sachs' в долгосрочной перспективе должен обеспечивать 50% их совокупного роста. А это, в свою очередь, означает зависимость стран БРИК от остального мира. Если исключить экспортные отрасли, в 2004 г. темпы роста в Китае составили всего 3%. Так что в эти выходные, когда речь пойдет о дисбалансах в мировой экономике, представителям БРИК следует недвусмысленно высказать свою точку зрения.