Москва, 6 декабря 2005 года. Штаб-квартиру общественной организации "Открытая Россия" в центре Москвы прозвали "Цитаделью" за ее фасад с башенками в готическом стиле. Но в наши дни внутри этого образовательного центра гражданского общества, который основал сидящий сегодня в тюрьме нефтяной магнат Михаил Ходорковский, преобладают настроения настоящего бункера. В соответствии с новым законопроектом, который на следующей неделе снова будет рассматривать Государственная Дума РФ, "Открытой России", как и многим другим российским некоммерческим организациям, занимающимся вопросами публичной политики, грозит возможное закрытие.
"Мне не хотелось бы быть Кассандрой, но я опасаюсь, что весь некоммерческий сектор в России ожидают мрачные времена, - говорит директор программы этого центра Ирина Ясина. - В России процветает шпиономания, и особо пристальное внимание обращается на каждую организацию, которая финансируется из-за границы".
В будущем году всем примерно 450 тысячам общественных организаций России - от районных спортивных клубов до благотворительных фондов и общенациональных движений за гражданские права - предстоит пройти перерегистрацию в специально созданном государственном агентстве. Одобренные в прошлом месяце большинством депутатов Думы широкие изменения в российское законодательство, регулирующее деятельность неправительственных организаций (НПО), усиливают контроль государства над НПО до не виданной с советских времен степени.
Главная цель, которую четко изложил на прошлой неделе президент Владимир Путин, состоит в том, чтобы помешать финансируемым из-за границы НПО "заниматься политической деятельностью" в России. "Хотят они этого или нет, они становятся инструментом в руках иностранных государств, которые используют их для достижения собственных политических целей, - сказал г-н Путин. - Такая ситуация неприемлема".
Глава Федеральной службы безопасности РФ Николай Патрушев недавно обвинил финансируемые из-за границы НПО в разжигании революции в постсоветских государствах Грузия, Украина и Киргизстан. Он призвал принять новый закон об общественных организациях, предупредив, что "несовершенство (действующего) законодательства и отсутствие эффективных механизмов контроля государства за их деятельностью создает плодородную почву для осуществления разведывательных операций под прикрытием благотворительности и иной деятельности".
В понедельник Путин сказал, что новый закон станет важным шагом в деле защиты России от "распространения терроризма и ненавистнической идеологии".
Сторонники нового закона утверждают, что большинство стран запрещает иностранцам вмешиваться в местную политику, и что закон имеет своей целью навести порядок в секторе НПО России. "В сфере общественных организаций наблюдается вакханалия, что препятствует консолидации общества и может привести к разрушению России", - говорит Валерий Галченко, один из авторов нового закона.
Девятнадцать миллионов долларов США на что?
"Открытая Россия", которая в этом году получила со счетов г-на Ходорковского в зарубежных банках 19 млн. долл., является очевидной целью. "Власти хотят представить дело так, будто мы инструктируем людей возводить баррикады, - говорит г-жа Ясина. - Но мы занимаемся вопросами, которые ни в какой из развитых стран не считались бы пристрастной политической деятельностью, как, например, проводим семинары по обучению людей тому, как правильно вести политические дебаты, уважать закон, осуществлять гражданское сотрудничество и проявлять терпимость".
Многие активисты НПО жалуются на то, что Кремль неправильно использует понятие "политическая деятельность", чтобы ввести весь мир в заблуждение относительно своих намерений. "То, чем занимается большинство НПО, нельзя называть 'политикой'", - говорит Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, который вот уже 15 лет осуществляет мониторинг средств массовой информации (СМИ). Скорее, НПО критикуют или защищают конкретные политические стратегии. Они разрабатывают или защищают интересы общества, говорит он.
"Этот новый закон имеет целью поселить среди общественных организаций чувство страха и изменить отношения между государством и обществом таким путем, о котором я могут лишь догадываться, памятуя о нашем советском прошлом", - говорит г-н Симонов.
Если закон будет принят, всемирным НПО придется закрыть свои местные филиалы и перерегистрироваться как российские организации.
"Такой вариант нас не устраивает, потому что мы имеем интернациональную команду, - говорит Александр Петров, заместитель директора российского отделения правозащитной организации "Human Rights Watch" со штаб-квартирой в Нью-Йорке. - Десятилетие назад было даже трудно себе представить то, что происходит сейчас. Это показалось бы антиутопией".
Аналитические организации тоже могут быть затронуты новым законом. "Едва ли стоит удивляться, что российская внешняя политика неправильно понимается за рубежом, - сказал на одной конференции на прошлой неделе заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко. - Это происходит потому, что российские и западные СМИ ссылаются на мнения НПО, которых основательно подкармливает иностранный капитал".
Депутат Думы Алексей Островский, соавтор нового закона, полагает, что до четверти российских НПО получают деньги из-за границы. В их число входят сотни групп, чья деятельность нередко связана с критикой государственной политики, в частности, защитники окружающей среды, борцы за права человека, защитники потребительских прав, активные сторонники отмены всеобщей воинской обязанности и многие другие.
Некоторая часть зарубежного финансирования российских НПО приходится на правительственные источники, такие, как Агентство США по международному развитию (USAID) или Программа Европейского Союза по оказанию технической помощи Содружеству Независимых Государств (TACIS), но значительную часть составляют частные пожертвования, например, от Фонда Форда (Ford Foundation) или Фонда Макартура (MacArthur Foundation). Сотрудники российских НПО говорят, что соглашаются принимать деньги из-за рубежа потому, что немногие из местных бизнесменов готовы делать пожертвования.
Один богатый россиянин, который делал щедрые пожертвования организациям гражданского общества - Ходорковский - был выбран в качестве объекта преследований, как говорят многие эксперты, потому, что его "политическая деятельность" вызвала гнев Кремля.
Новые российские правила финансирования НПО
В прошлом месяце Дума внесла изменения в государственный бюджет на 2006 год, добавив 500 млн. рублей на статью расходов "развитие демократии в России и за рубежом" - шаг, которые многие НПО приветствовали.
Однако Симонов утверждает, что это является признаком того, что Кремль намеревается заменить независимые НПО "прирученными" НПО.
"Всякий раз, когда я обращаюсь за иностранными грантами, я должен информировать, что я собираюсь с ними делать, а они решают, стоит ли эту деятельность финансировать, - говорит он. Когда имеешь дело с российским правительствам, оно всегда диктует, что я должен делать с теми деньгами, которые оно мне дает".
В соответствии с действующими правилами, российские НПО уже обязаны сообщать о своих источниках финансирования налоговым органам. Новые правила потребуют от них зарегистрироваться в специальном государственном агентстве, которое будет тщательно изучать финансовые счета и деятельность каждой НПО прежде чем решать, закрыть ее или нет.
Усиление власти бюрократов
Элла Памфилова, являющаяся главой кремлевского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества, говорит о своих опасениях, что новый закон даст слишком большую власть чиновникам.
"Я не вижу необходимости в таком спорном, несовершенном, способствующем взяточничеству законе, который дает правительственным чиновникам большую свободу для беззакония, - говорит она. - Когда любого чиновника станут критиковать, он найдет в 10 раз больше возможностей закрыть общественную организацию, обвинив ее в том, что она занимается политической деятельностью".
Даже некоторые из тех организаций, деятельность которых далека от политики, говорят, что они обеспокоены.
"Мы и без того сталкиваемся с множеством всевозможных затруднений, а бюрократические препоны при перерегистрации могут вылиться в серьезные трудности, - говорит Юрий Каспаров, председатель Российского общества новой музыки (ассоциация музыкантов). - Сегодня нет никакого государственного финансирования артистических союзов. Если возникнут новые трудности, это может привести к коллапсу".
Отвечая своим критикам, Путин в понедельник сказал, что новый законопроект следует несколько смягчить. Его администрация в ближайшие 5 дней направит в Думу свои поправки.
Главными достижениями современной России являются демократический процесс и гражданское общество, и мы должны позаботиться о том, чтобы, как говорится, "не выплеснуть вместе с водой ребенка", сказал Путин.