Пока правительство Буша, не щадя сил, распространяет демократию на Ближнем Востоке, Владимир Путин медленно топчет слабые пока ростки демократии у себя в стране.
Путин пошел войной на свободу по всем фронтам: идет принятие законодательства, которое ограничит иностранное финансирование неправительственных организаций и поставит им такие условия для регистрации, что они в буквальном смысле будут постоянно находиться под пятой Кремля; принято решение суда, которое может привести к исключению правой партии 'Родина' - единственной реальной оппозиционной силы - из списка участников парламентских выборов; адвокаты, встающие на защиту врагов Кремля, подвергаются аресту, допросам и даже попыткам лишения профессионального статуса; в Чечне Москва проводит 'фарсированные' выборы.
Что касается Ирана, то Россия хотя и помогла Соединенным Штатам и Европе, предложив способ выйти из ядерного тупика, она планирует продавать тому же Тегерану ракетные комплексы ПВО. Не упустила Москва и шанса погреть руки на принципиальной позиции бушевского правительства против кровавого подавления протестов в Узбекистане. Не успел Ташкент объявить, что в отместку за попытку США призвать его к соблюдению прав человека из страны будут изгнаны американские войска, как Россия тут же заговорила о готовности усилить военное сотрудничество с Узбекистаном.
К сожалению, рычагов для того, чтобы убедить Путина умерить свои авторитарные порывы, у правительства Соединенных Штатов немного, а любые попытки со стороны Америки ставить препоны на пути России во Всемирную торговую организацию, как предлагает сделать кое-кто из конгрессменов, бумерангом ударят по самой Америке. Во-первых, для вступления в ВТО Россия должна провести экономические реформы, содействующие формированию в стране богатого свободного рынка, что соответствует национальным интересам США, а, во-вторых, любые подобные попытки дадут российским националистам прекрасную - и, главное, совершенно оправданную - возможность объявить, что Соединенные Штаты проводят против России дискриминацию, поскольку в ВТО уже состоит такая страна, как Китай, и, таким образом, дополнительно подпитать распространенные в России параноидальные представления о том, что Запад боится своего некогда смертельного врага и старается не допустить его усиления и держать в нищете.
Это все так, но правительству Буша уже пора пересмотреть основы своих взаимоотношений с Россией. Первое, что надо сделать - надо перестать называть Россию демократической страной, ибо Россия - не демократическая страна. И Госдепартаменту нужно приостановить обмены законодательными делегациями с российской Думой, давно превратившейся в конвейер по подписыванию документов и даже внешне все меньше претендующей на то, чтобы называться настоящим парламентом.
Президент Буш должен предупредить Россию, что она движется в неправильном направлении, и должен поставить на более деловую основу свои взаимоотношения с Путиным. Конечно, в тех областях, где сотрудничество все еще возможно - а таких областей немало, - это сотрудничество надо продолжать, но при этом прекратить говорить о том, что у России и Соединенных Штатов Америки одни и те же определения для свободы, прав человека и базовых ценностей.
К сожалению, придется также признать, что Запад поспешил принять Россию в семерку ведущих промышленных держав мира, когда ее президентом был Борис Ельцин. Никаких механизмов для того, чтобы приостановить членство России в теперь уже 'большой восьмерке' нет - ведь с 1 января Россия станет страной-председателем этого эксклюзивного клуба ведущих демократических стран мира. А ближайшим летом Путин будет принимать в российском Санкт-Петербурге первый для страны саммит Восьми. Так что американским дипломатам стоит уже сейчас озаботиться тем, чтобы не дать Путину превратить саммит в собственную фотосессию.
Бывший канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) установил с Путиным весьма близкие отношения, причем сделал это через голову и Европейского Союза, и трансатлантического альянса. На его пост пришла Ангела Меркель (Angela Merkel), известная своей более сдержанной позицией по отношению к России, что открывает для Германии и США новые возможности для оказания совместного давления на Путина. Хотя бойкотировать санкт-петербургский саммит было бы уже контрпродуктивно, эту встречу надо превратить в возможность высказать Путину свою обеспокоенность тем, что из всех инструментов управления его больше всего устраивает железный кулак.