О том, что и патриархальная Россия рождала по-настоящему сильных женщин, знал еще в конце девятнадцатого столетия поэт Николай Некрасов, выступавший с позиций социальной критики. Русская женщина коня на скаку остановит, в горящую избу войдет, так звучат известные строки из его поэмы 'Мороз, Красный нос', которые охотно цитируют при случае российские комментаторы.
Когда Евгения Ясина, руководителя московской Высшей школы экономики, спросили сегодня, могла бы женщина управлять российским государством, как это пытается сейчас делать в Германии Ангела Меркель (Angela Merkel), он спонтанно ответил утвердительно, сославшись на Некрасова. Правда, в России, к сожалению, наступило время бесцветных политиков, добавил Ясин, потому, сказал он, его не приводит в восторг и никто из женщин-политиков.
Специалисту по экономике вторит Владимир Ресин из московского городского правительства. Он, когда был молодым, застал еще министра культуры Екатерину Фурцеву, вспоминает Ресин, кроме того, в российской истории были такие фигуры, как Екатерина Великая и императрица Елизавета Петровна. Разумеется, сегодня, считает политик, искать женщин такого калибра бесполезно.
Реализации немецкого сценария, возможно, препятствуют пока достаточно архаичные представления о роли полов, существующие в России. Он знает достаточно умных женщин, говорит кинорежиссер Юлий Гуcман, но в сердцах российских мужчин все еще пылает шовинизм. Губернатор Красноярского края в Сибири Хлопонин тоже считает свою родину слишком патриархальной и, по сравнению с Германией, отсталой в вопросах половых квот.
Подавляющее большинство российских мужчин в настоящее время не готово подчиняться начальнику-женщине, подводит знаменатель под своими наблюдениями за знакомыми и коллегами член Совета Федерации Василий Дума.
Национально-консервативные политики охотно прибегают к аргументу, говоря, что Россия велика, ее политическая машина слишком груба, чтобы с ней могли справиться белые, как лилии, руки женщины. Для их родины идеальным является такой правитель, как Петр Великий или Иван Грозный, которым в подметки не годится ни одна женщина, внушает Игорь Лебедев, председатель фракции псевдооппозиционной партии ЛДПР. Лебедев знает мнение народа.
Феминистские представления можно встретить, прежде всего, среди коммунистов. Женщина-политик борется за будущее своих детей больше, чем мужчина, который, в первую очередь, думает о власти, считает председатель московской организации КП Александр Куваев. Лидер небольшой коммунистической организации 'Трудовая Россия' Анпилов тоже считает женщин-политиков более справедливыми и добрыми. Руководитель государственного Агентства по культуре и кинематографии Швыдкой предполагает, что сегодня, конечно, нет Екатерин Великих, но российскую Ангелу Меркель можно, без сомнения, найти.