У Украины нет четкой экономической политики, чтобы снова увеличить резко снизившиеся темпы роста экономики. В этом едины и экономические эксперты, и предприниматели.
'Мы все еще делаем одно: пьем за женщин - и за бизнес'. Речь - о водке, которая на Украине играет важную роль в любой жизненной ситуации. По крайней мере, существуют 1800 сортов водки. Иными словами, тот, кто хочет открыть свой филиал на Украине, должен в известной мере уметь пить. Или же иметь украинского партнера.
На рынок громадной страны на Черном море вышли, инвестировав свои средства, 300 австрийских фирм. 'Реально же активно работают только от 40 до 50 предприятий', - заявляет торговый представитель Кристиан Гессл (Christian Gessl). Недавно концерн Cargo-Partner, занимающийся вопросами логистики, открыл в Киеве представительство, в котором работают три человека. Кстати, большинство предприятий пока еще не вошли во вкус по-настоящему, - например, как в Румынии. Там работают 3500 австрийских фирм. 'Мы хотим быть уже здесь, когда на Украину придут другие', - поясняет глава правления Cargo-Partner Штефан Краутер (Stefan Krauter). Он ожидает через несколько лет 'значительного увеличения притока прямых иностранных инвестиций'. До 2010 года Краутер собирается открыть представительства в пяти украинских населенных пунктах, где будут работать 100 сотрудников.
До этого времени, как надеются эксперты, экономика Украины снова добьется успеха. В этом году произошло сильное падение темпов экономического роста. 'После двенадцати процентов в прошлом году - максимально три с половиной процента сегодня - это, конечно, немного', - делает вывод Василий Астров, эксперт по Украине из Венского института международных экономических исследований (WIIW).
Он называет несколько причин этого: правительство во главе с Юлией Тимошенко, ушедшее в отставку в сентябре, хотело снова национализировать крупные предприятия, приватизированные при сомнительных обстоятельствах. По слухам, был целый список таких предприятий, который, впрочем, так никогда и не был опубликован, говорит Астров. 'Это вызвало большую неуверенность, и собственники отказались от инвестирования', - поясняет Астров. Если в первом полугодии 2004 года рост объемов инвестиций составлял 32 процента, то в первом полугодии 2005 года он резко упал, до восьми процентов. Между тем, возглавляющий несколько недель правительство Юрий Ехануров с увлечением занялся 'кампанией по реприватизации'.
То, что в украинской экономике в настоящее время не все в порядке, эксперт WIIW объясняет также ошибками, допущенными в экономической политике. Торговый баланс впервые за последние годы имеет дефицит: импорт растет, так как курс валюты страны, гривны, повысился в марте на пять процентов. Помимо этого на 60 процентов было повышено жалованье бюджетникам, что привело к значительному увеличению объемов потребления. 'Хорошо - для населения, плохо - для экономики'. Объемы экспорта резко падают, так как цена на сталь на мировом рынке уменьшилась на 30 процентов. 'В этом повинен Китай. В прошлом году китайцы были нетто-импортерами, сегодня стали - нетто-экспортерами', - резюмирует Астров.
'Нас, Украину, душит Россия'. Такой точки зрения придерживается коммерческий директор украинского отделения компании Wolford. Русские не хотят, чтобы Украина еще больше сблизилась с Западом. Средство давления - газ: 'Украина платит русским только треть от мировой цены, значительную скидку украинцы получают также на нефть', - подтверждает Астров. Украине нужно много газа, поскольку экономика с точки зрения энергосбережения неэффективна.
Но зависимы и русские. 'Если они потребуют введения мировых цен, это будет иметь последствия и для них самих'. Поскольку Украина - транзитная страна. Через нее в другие европейские страны поступают 90 процентов российских энергоносителей. 'В ответ Украина тут же сильно повысит сборы за транзит'.