Подписанное вчера в Румынии соглашение обозначило собой первый этап новой стратегии, принятой администрацией Буша в августе 2004 г.
Тысячи, десятки тысяч 'бравых парней' возвращаются домой. Перевод на родину крупных частей, базировавшихся в Европе, может показаться отступлением, возвращением к изоляционизму. Но стратеги из Пентагона рассматривают ситуацию по-другому. Для них это не вывод, а стратегическая передислокация сил, адаптированная к новым угрозам, в основном, со стороны террористов.
Подписание уже названного 'историческим' договора, по которому американским военным предоставляются широкие возможности для развертывания своих сил в Румынии, стало знаковым для этих передвижений. Сдвигом от 'старой' к 'новой' Европе. Когда в августе 2004 г. администрация Буша объявила об этой передислокации, некоторым могло показаться, что она продиктована желанием наказать фрондерствующих союзников, которые отказались ввязаться вслед за ней в иракскую авантюру. Все так, и не так.
Экономическая подоплека
Так, поскольку Дональд Рамсфельд и правда больше не хочет зависеть от политической конъюнктуры, он стремится сократить зависимость США от союзников, с которыми иногда бывает трудно договориться на дипломатическом уровне. Война с Саддамом Хусейном, начавшаяся в 2003 г., послужила ему уроком. Турция наложила вето на использование своей территории как запасной базы для проведения операций на севере Ирака. В отличие от нее, страны Восточной Европы оказались отличными друзьями. В пику Франции и Германии они подписали знаменитое 'Вильнюсское письмо' и 'Письмо восьми' в поддержку американской позиции. Некоторые из них сегодня были вознаграждены за свою лояльность.
Не так, потому что передислокация американских войск явилась результатом глубокого анализа ситуации, проводившегося задолго до событий 11 сентября, в 90-х гг. 'Рамсфельд лишь ускорил процесс, - комментирует Этьен де Дюран (Etienne de Durand), сотрудник Французского института международных отношений (Ifri). - Это весьма амбициозный проект, реализация которого займет долгие годы и будет очень дорого стоить. Никто сейчас не может сказать, на какой стадии он будет через 10 лет. Вашингтон сегодня расстается с наследством холодной войны, чтобы перейти к глобальным проектам. Главная идея - приблизиться к кризисным зонам'. А значит, к 'большому Ближнему Востоку'.
Итак, пробил час вывода войск из зон их традиционной дислокации - Западной Европы и Северо-восточной Азии - чтобы увеличить количество аванпостов на границах с зоной хаоса. Численность американских войск в Европе должна сократиться с 112 000 до 50 000 военнослужащих. Некоторые тяжелые соединения, такие, как две расквартированные в Германии дивизии, вернутся в США. Им на смену придут более легкие и мобильные части, которые могут быть развернуты намного быстрее.
На вооружении у этих частей стоит, к примеру, новая легкая БМП 'Страйкер', опробованная в Ираке. 'С этой передислокацией совпадает и начало большой реформы сухопутных войск, - говорит Этьен де Дюран. - Она заключается в разбивке крупных дивизий на бригады, которые можно развертывать отдельно друг от друга'.
Новые американские военные базы будут отныне делиться на три основных категории:
- Главные операционные базы (Main Operating Bases), которые соответствуют старым крупным базам, таким, как в немецком Рамштайне или итальянском Авиано. Эти базы сыграли ключевую роль во всех недавних кризисах на Балканах и Ближнем Востоке
- Передовые операционные базы (Forward Operating Sites), аванпосты у границ кризисных зон. Там каждые полгода будут сменяться легкие дивизии, которые будут проводить совместные с местной армией учения. В отличие от традиционных баз, семей военнослужащих на них не будет, что должно существенно сократить расходы на их содержание.
- Пункты коллективной безопасности (Cooperative Security Locations), которые будут активированы только в случае необходимости. Содержать их могут местные военные силы или частные предприятия
Кроме того, что передислокация американских вооруженных сил отвечает стратегическим и политическим целям США, у нее есть и экономическая подоплека. Страны Восточной Европы, которые уже сейчас стремятся соответствовать нормам НАТО, являются потенциальными клиентами американской военной промышленности. В 2003 г. Польша уже закупила истребители F-16 в ущерб европейским производителям, в частности, французам и шведам. Сразу после подписания этого выгодного контракта Джордж Буш, находившийся с официальным визитом в Варшаве, заявил: 'У меня нет в Европе лучше друга, чем Польша'.