Поставки российского природного газа на европейский рынок находятся, по данным лидера рынка, концерна 'Газпром', под вопросом. Причина - спор с Украиной по поводу цены на газ и использования украинского газопровода, по которому в Западную Европу перебрасывается большая часть российского газа. Обе стороны пока не могут договориться. 'Газпром' в своем пресс-релизе недвусмысленно предупреждает, что 'затягивание подписания договоров Украиной ставит под угрозу надежное снабжение российским газом европейских потребителей в 2006 году'.
Причиной спора является более высокая цена, которую в будущем хочет потребовать 'Газпром' от своих украинских потребителей. Но украинцы не соглашаются с увеличением цены с нынешних 50 долларов США за 1000 кубических метров до 160 долларов. Юрий Бойко, бывший глава украинской государственной нефтегазовой компании 'Нафтогаз Украины', заявил, что страна может максимально платить по 110 долларов США.
Представители 'Газпрома' вполне определено говорят о возможных последствиях для снабжения Западной Европы. 'Украинская сторона практически саботирует подписание документов, от которых зависит надежное снабжение европейских потребителей российским газом'.
Тем временем, президент Украины Виктор Ющенко источает оптимизм. Серьезная проблема, по его словам, имеет 'хорошую динамику'. К концу года она будет разрешена. Звучит красиво, но что стоит за этим конкретно, надо еще посмотреть.
Согласно Сергею Куприянову, пресс-секретарю главы 'Газпрома' Алексея Миллера, цены на энергоносители 'резко возросли'. 'Газпром' продает сегодня свой газ европейцам по цене более 200 долларов США за 1000 кубических метров. Куприянов не исключает, что российские требования вызвали у Украины 'шок в моральном плане'. Но 'Газпром' повышает цену, разумеется, не потому, что Украина стремится в НАТО. 'Мы поступаем так вне зависимости от этого. Мы повышаем цену также для Армении и Молдавии, хотя они вступать в Североатлантический союз не хотят'.
Но полностью отрицать, будто в цене Газпрома нет политической составляющей, нельзя. Например, Белоруссия платит в настоящее время только 46,68 доллара США. Буквально недавно Алексей Миллер заверил первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, что Беларусь не будет платить больше и в 2006 году.
Согласно Куприянову, в долгосрочной перспективе есть только одно средство избавления от зависимости от транзита через Украину: газопровод, который должен быть проложен по дну Балтийского моря. Планируется, что этот дополнительный канал снабжения войдет в строй к 2010 году. В результате 'энергетическая безопасность' будет поднята, по словам Куприянова, на новый уровень.
Тревогу по поводу надежности России как поставщика энергоносителей вызвал недавно также глава 'Лукойла' Вагит Алекперов. 'Лукойл' - крупнейший российский нефтяной концерн. Алекперов объявил о сокращении объемов экспорта нефти в Европу. Вместо этого 'черное золото' будет перебрасываться во все больших объемах по новому нефтепроводу в Китай. В результате, как предсказывает Алекперов, обычная разница в цене на российскую нефть сорта Urals и на нефть сорта Brent с Северного моря уменьшится до 50-70 центов. В настоящее время нефть сорта Urals стоит почти на семь долларов дешевле. Это 'нечестно', сказал недавно глава Кремля Владимир Путин, потребовав более высокой цены и для отечественной нефти марки Urals.