Пагегяй, Литва - В заснеженной темноте воскресной ночи что-то шевельнулось на поверхности черных вод Немана - реки, разделяющей Россию и Литву.
"Иногда это утка или лебедь, или что-то еще, - говорит сержант литовской пограничной службы Валерий Волков, - но когда там появляется человек, это видно".
Наряд из двух пограничников по ухабистой дороге поспешил к тому месту, где на литовском берегу появилась неясно видимая фигура. Но он опоздал. Тот, кто проплыл почти 300 метров, пересекая быструю и холодную реку, исчез (надо полагать, уплыл обратно, на российский берег). Но причина его исчезновения осталась на берегу.
Под обрывистым берегом ниже железнодорожного полотна лежали 15 коробок, завернутых в черный целлофан и связанных веревкой. Именно этот груз пловец как-то умудрился перетянуть через реку.
Внутри находились свежие трофеи той постоянной и трудной охоты, которую ведет Литва в целях защиты своих границ. Российские сигареты, всего 9000 пачек. Именно такой товар направляется на черный рынок Литвы и других стран Европы.
Если бы эта партия контрабанды не была перехвачена, ее можно было бы продать за 3000 долларов и даже дороже. Это в два раза больше стоимости сигарет в России. И такая прибыль перевешивает опасность поимки, ареста или чего-то более худшего.
"Очень много людей тонет, - рассказывает начальник пограничной заставы Пагегяя Генадиус Кузнецовас (Genadijus Kuznecovas), - хотя я не могу сказать, что все эти люди контрабандисты".
Контрабанда процветает на литовской границе с момента обретения Литвой в 1991 году независимости от Советского Союза. Именно тогда торговцы-челноки начали использовать не совсем легальные возможности неупорядоченной экономики, находившейся на переходном этапе. Но объемы контрабанды начали стремительно расти после вступления Литвы в Евросоюз в мае 2004 года, когда внешние границы ЕС вплотную подошли к России и Белоруссии.
Членство в элитном клубе европейских стран дало Литве большой престиж и экономические выгоды. Но оно также наложило на страну бремя ответственности; для пограничников это означает непрекращающуюся борьбу с контрабандой водки, бензина и табачных изделий.
По мере укрепления литовцами контрольно-пропускных пунктов на границе контрабандисты изобретают все более изощренную тактику действий. Они переделывают автомобили, устанавливая там тайные емкости, чтобы скрывать контрабандный товар. В боковых панелях, крыльях, а также в топливных баках контрабандисты умудряются сотнями прятать бутылки и пачки сигарет.
Год назад пограничники обнаружили трубопровод, по которому из Белоруссии перекачивали самогон, чтобы затем разливать и продавать его в Литве - ведь цены на алкоголь и пошлины в этой стране постоянно растут. Трубопровод - по правде говоря, это был обычный шланг, закопанный на небольшую глубину - протянулся на три километра вдоль дорог и реки и оканчивался возле одного дома на литовской территории.
Здесь, в лесах и низинах российского приграничья Неман является естественным географическим препятствием. Но совершенно очевидно, что этот барьер легко преодолим. "Было бы лучше, если бы он по ширине равнялся Нилу или Амазонке", - говорит пограничник Кузнецовас.
Контрабандисты используют катера, весельные и надувные лодки, а также любые другие плавсредства, чтобы перевозить свой товар. При этом они почти всегда действуют под покровом ночи. Также активно работают и пловцы, оснащенные гидрокостюмами, масками и трубками для дыхания. "Русские хорошо плавают", - говорит сержант Волков.
Калининградская область, клин российской территории, расположенный между Польшей и Литвой, приобрел печальную известность европейского плацдарма контрабанды. Но у контрабандистов есть партнеры и на литовской стороне, в том числе, наблюдатели и курьеры, доставляющие товары на рынки Вильнюса и других городов.
Район вокруг Пагегяя представляет из себя сельскую местность, причем довольно бедную. Среднемесячная зарплата в Литве составляет 450 долларов в месяц (в России она равна 250 долларам). Это превращает контрабандный бизнес в привлекательное и выгодное занятие. Представитель министерства финансов Литвы Гейдре Бальситите (Geidre Balcytyte) говорит, что объем черного рынка в стране равен 18 процентам валового внутреннего продукта.
"Где еще больше можно заработать денег?" - спрашивает командир пограничного района майор Антанас Альбректас (Antanas Albrektas), ведя свой грузовик по заснеженной дороге вдоль реки, отделяющей Литву от мигающего огнями промышленного российского города Советска.
Он останавливает машину и фарами дальнего света освещает следы на снегу. "Литовский наблюдатель", - говорит майор.
На заправочной станции недалеко от пограничного штаба припаркованы два автомобиля, внутри которых сидят молодые люди. По словам офицеров, они сообщают контрабандистам о выезде патрулей.
По словам майора Альбректаса, эти люди внешне не делают ничего противозаконного, поэтому властям нечего им предъявить. "Литовцы, занимающиеся этим делом, зарабатывают больше, чем я", - вздыхает он.
На самом деле, даже незаконная деятельность подчинена рыночным принципам. Несколько лет назад разница в ценах на сахар привела к всплеску сахарной контрабанды. Раньше была водка. Сейчас контрабандисты предпочитают ввозить сигареты.
Чтобы соответствовать требованиям Евросоюза, Литва увеличила акцизы на сигареты на 15 процентов. Такие увеличения она планирует делать ежегодно вплоть до 2009 года, когда акцизный налог достигнет общеевропейского уровня. Результаты можно было предсказать заранее. В 2001 году в Литве были конфискованы 255000 пачек сигарет. В 2004 году, когда ввели новые акцизы, объем конфискованных табачных изделий составил 3223646 пачек, причем большая часть контрабанды пришла из Калининградской области. В этом году пограничники должны конфисковать как минимум столько же. И, конечно же, неизвестно, сколько контрабандного товара удалось провезти.
В Пагегяе 500 пограничников охраняют участок границы длиной 210 километров, причем 110 километров проходит вдоль Немана. При помощи Евросоюза Литва сегодня устанавливает вдоль реки датчики.
Возможно, контрабанда сигарет - это не самая большая опасность для Литвы. Но для Кузнецоваса и его пограничников эта работа - вопрос профессиональной чести и суверенитета, а также отражение стремления Литвы быть законопослушным партнером новой Европы, которая может столкнуться с более серьезными проблемами контрабанды из России.
"Мы защищаем внешнюю границу Европейского Союза, - говорит начальник заставы, - и пограничные проблемы - контрабанды, нелегальной иммиграции, торговли оружием - нужно в первую очередь решать здесь, прежде чем они проникнут на территорию Европы".