Путин воплощает свои идеи на практике
Принимая во внимание тот факт, что список задач, которые поставил перед собой Путин, амбициозен, а его власть на момент вступления в президентскую должность была ограниченна, неудивительно, что только к середине своего первого президентского срока он начал систематически добиваться целей, поставленных в 1999 году. С началом второго срока правления президент стал проводить эту линию еще настойчивее, хотя направление, в котором он движется, чаще вызывало критику, нежели одобрение со стороны как иностранных, так и российских инвесторов.
В последние четыре года Путин определенно делал упор на важности нефтяного и газового сектора для российской экономики, стремясь в то же время увеличить его привлекательность для иностранных инвесторов и усилить контроль над ним со стороны государства.
С тех пор, как Путин стал президентом, были подготовлены два отдельных документа, определяющих энергетическую политику страны. Оба озаглавлены 'Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.' и предназначены заменить собой документ 'Энергетическая стратегия России на период до 2010 г.', принятый в 1995 году. Первая из этих 'Стратегий-2020' появилась в 2000 г., вторая - в сентябре 2003 года. Эти стратегические разработки распространяются не только на нефть и газ, но также и на уголь и гидроэнергетику. Версия 2003 года - это обширный документ, который сфокусирован на конкретных шагах, призванных сделать методы добычи менее расточительными, но в них мало указаний на то, как будет реорганизована правовая инфраструктура управления энергетическим сектором (49).
Гораздо важнее реально произошедшие изменения в законодательстве. Новая налоговая система, вступившая в силу 1 января 2003 г., обеспечивает большую последовательность налогообложения (50) в сферах разработки природных ресурсов и экспорта сырья (51).
Переизбранный на пост президента и поддерживаемый теперь гораздо более лояльным законодательным собранием, в котором, тем не менее, все еще представлены интересы частных нефтяных компаний, Путин продолжил курс на серьезные перемены. В первые недели своего второго президентства Путин снова 'модернизировал' правительство в целом, а также его блоки, ответственные за нефтяной и газовый секторы, которые уже были модифицированы в его первый президентский срок (52). Теперь он влил новую кадровую 'кровь', поставив на ключевые посты в правительстве и в президентской администрации людей, пришедших из нефтедобывающей промышленности (53).
С началом своего второго срока Путин стремится ускорить реформу энергетического сектора в соответствии со своим видением проблемы. В августе 2004 г. был изменен тариф на экспорт нефти, чтобы сделать его более чувствительным к рыночным факторам (54). Когда в марте эти планы были обнародованы, министр финансов Алексей Кудрин отметил, что изменение тарифа принесет российской казне дополнительный чистый доход в 10 млн долл. в день (исходя из цены на нефть в 30 долл. за баррель) (55). Ясно, что доход, обеспечиваемый этим нововведением, намного превышает первоначально запланированный.
Изменение величины экспортной пошлины было частью предвыборного обещания Путина поднять налоги на нефть и газ, чтобы тем самым увеличить доходы, предназначенные стимулировать развитие секторов экономики, не связанных с добычей природных ресурсов. Хотя доходная база российского бюджета увеличилась, однако ни эта новая политика, ни какие-либо другие законы не послужили формулированию реальной инвестиционной стратегии.
Повышение пошлин было воспринято частной нефтедобывающей промышленностью России с некоторым испугом, но смягчено неожиданно высокими мировыми ценами на нефть, что позволило и ориентированным на экспорт крупным нефтяным компаниям, и российскому правительству почувствовать себя в выигрыше. Это, однако, не заглушило жалобы менее крупных российских производителей, включая отчасти и фирмы, находящиеся в собственности местных администраций, такие, как 'Татнефть' и 'Башнефть' (частично принадлежащие соответственно правительствам Татарстана и Башкирии). Эти фирмы, ориентированные на внутренний рынок России, особенно пострадали от повышения налога на эксплуатацию недр, не получив достаточной компенсации от роста мировых цен на нефть.
В отличие от небольших фирм, вроде упомянутых выше, частные российские нефтяные компании (а также западные и другие зарубежные инвесторы) были гораздо больше встревожены другим - изменениями в процедуре выдачи лицензий. Они и так уже были обеспокоены переменами в налоговой структуре, которые, упорядочивая и ограничивая налоговое бремя, в то же время знаменовали собой конец надеждам на заключение новых соглашений о разделе продукции. А это, в свою очередь, вело к переоценке потенциальной прибыли фирм, заинтересованных или участвующих в реализации самых крупных долгосрочных проектов в сфере разработки месторождений углеводородов в России. С точки зрения частных инвесторов, наиболее тревожным было то, что российское правительство начало отзывать некоторые лицензии, не соответствовавшие российским законам. В то время как недавно назначенный министр природных ресурсов Юрий Трутнев в марте 2004 г. обещал, что в ближайшем будущем будут обнародованы четкие принципы, определяющие процедуру выдачи лицензий, реально происходившие изменения лишь создавали новые трудности для действующих инвесторов (56). Права на ряд важных месторождений, включая Киринский блок в проекте 'Сахалин-3', оказались под угрозой (57).
Наиболее известный случай - это газоконденсатное поле Ковытка, права на разработку которого получила компания Rusia Petroleum, совместное предприятие TНK-ВР и 'Интерроса' Потанина; реализация этого проекта, вероятно, обойдется в 20 млрд долл. Сейчас эта лицензия под угрозой отзыва из-за того, что Rusia Petroleum так и не продвинулась сколько-нибудь существенно в освоении этого месторождения. Однако на серьезный прогресс не приходится рассчитывать до тех пор, пока не решена проблема транспортировки добываемого здесь газа. TНK-ВР намеревалась поставлять газ в Китай и Южную Корею и с этой целью первоначально предполагала построить собственный трубопровод. Но 'Газпром' не желает подвергать риску свою монополию на транспортировку газа и, соответственно, хотел бы получить долю активов в данном проекте в обмен на транспортное обслуживание (58). Пока же 'Газпром' и TНK-ВР ведут между собой переговоры в духе доброй воли, пытаясь найти решение, которое удовлетворило бы обе стороны.
Если свой первый президентский срок Путин начал с перестройки принадлежащих государству энергетических компаний, то после переизбрания на второй срок он пошел намного дальше, пытаясь создать доминирующую общенациональную энергетическую компанию, принадлежащую государству. Путин добивается, чтобы компании в государственном секторе функционировали как финансово-промышленные группы, описанные в его диссертации.
Первой компанией, которой занялся Путин, был 'Газпром', и его попытки перестроить эту корпорацию продемонстрировали высокую способность к выживанию тех, кто возглавлял нефтяную и газовую бюрократию в советскую эпоху. Потребовалось некоторое время, чтобы заставить уйти главу 'Газпрома' Рэма Вяхирева и чтобы Путин мог начать расставлять своих людей на руководящие посты в этой компании (59). Но и первичная реорганизация газового гиганта не дала Путину полного контроля над ним. Некоторые связи между 'Газпромом' и его дочерними компаниями, находящимися в частном владении, были нарушены, но все же эта частично принадлежащая государству компания еще далеко не стала вполне прозрачной. Будучи миноритарным акционером, российское правительство не смогло обеспечить себе господство в ней, а теперь оно обещает устранить ring fence - барьер, ограничивающий число акций 'Газпрома', которыми могут владеть иностранцы.
В сентябре 2004 г. совет директоров 'Газпрома' выступил с громким заявлением: компания намерена объединить свои активы с 'Роснефтью', что принесет российскому правительству контрольный пакет акций в реорганизованной компании (60). Слияние с 'Роснефтью' обеспечило бы 'Газпрому' также и крупную долю в нефтедобывающей промышленности России.
Больным вопросом остается, как поступить с 'Роснефтью' и 'Зарубежнефтью'. Эти компании полностью принадлежат государству и имеют лицензии, позволяющие участвовать во многих крупных проектах как в России, так и за ее пределами (61). В правлениях обеих компаний сидят представители государства, а их менеджмент во многом состоит из сотрудников бывших советских министерств, ведавших нефтью и газом, хотя появляется все больше людей, имеющих представление и о западных методах управления (62). . .
Остается неясным, сохранит ли 'Газпром' свою монополию на транспортировку газа или она перейдет к какой-то новой организации, созданной на основе 'Транснефти', которая будет заниматься транспортировкой и нефти, и газа. В любом случае маловероятно, чтобы 'Транснефть' в ближайшем будущем исчезла: управленцы и бюрократы, занимающиеся транспортировкой нефти, нужно думать, лучше знают, как поставить эту сферу деятельности на коммерческую основу, чем их коллеги в огосударствленной газовой отрасли (63). Вероятно, 'Транснефть' будет стремиться к коммерческому партнерству с производителями нефти в деле строительства трубопроводов (64), но при этом почти наверняка она останется инструментом российской государственной политики в выборе маршрутов трубопроводов и тех нефтедобывающих компаний, которые будут иметь приоритетный доступ к ним.
'Транснефть' в ее роли выразителя интересов государства (не путать с лоббированием, которым занимаются должностные лица 'Транснефти', чтобы проталкивать на государственном уровне выгодные им решения) обеспечивает Владимиру Путину послушный и эффективный рычаг для управления частными нефтяными компаниями. Этим и объясняется снисходительное отношение президента к продолжающемуся существованию последних. При этом ясно, что частные фирмы должны вести себя совсем по-иному, чем раньше.
Недавнюю продажу компанией ЛУКОЙЛ государственного пакета акций, составлявшего 7,59% ее капитала, компании ConocoPhillips за 1,99 млрд долл. (65) постоянно рекламируют как пример достойного подражания партнерства между частным сектором и государством. Это мнение было публично подтверждено, когда Путин принял участие в открытии первой бензоколонки ЛУКОЙЛа в Нью-Йорке в ходе его визита в США в сентябре 2003 года (66). Аукцион по продаже пакета акций ЛУКОЙЛа и предполагаемая к дальнейшей продаже доля акций, составляющая, по слухам, от десяти до двадцати процентов, соответствуют представлениям российского президента об оптимальной формуле сотрудничества с Западом (67).
С очевидного одобрения Кремля ЛУКОЙЛ ведет также агрессивную политику приобретения активов в Персидском заливе. Так, в марте 2004 г. эта компания получила права на лакомый участок газового месторождения площадью 30 000 кв. км в пустыне Руб-эль-Хали на юге Саудовской Аравии (68). По слухам, ЛУКОЙЛ приобрел права также на месторождение нефти Западная Курна в Ираке (69). Кстати, приобретение прав в Саудовской Аравии активно лоббировалось российским правительством (70), а успех ЛУКОЙЛа в Ираке, как предполагается, стал результатом готовности российского руководства простить 4,5 млрд долл. иракского государственного долга (71).
Заключение
В этой статье рассмотрена стратегия Путина в области развития сырьевого комплекса России и управления им, а также возможная связь между этой стратегией и арестом Михаила Ходорковского. Чтобы лучше понять будущие приоритеты Путина, проанализирован также ряд принятых за последние пять лет президентом России наиболее важных решений, которые касаются сектора природных ресурсов.
Владимир Путин намерен максимизировать роль российских нефти и газа во внешней политике страны. Он по-прежнему стремится к энергетическому партнерству с США, к тесному сотрудничеству в сфере нефти и газа с Японией и Китаем, а также с западноевропейскими правительствами и фирмами, но это станет возможным только после того, как он наведет порядок в российской нефтегазовой отрасли. Тенденция к сотрудничеству, вероятно, усилится в течение второго срока пребывания Путина в должности, так как он теперь не столь сильно зависит от мнения электората, который мог бы посчитать его слишком благосклонно настроенным к Западу. Однако Путин будет сотрудничать с Западом только в том случае, если будет уверен, что это соответствует стратегическим интересам России.
Приоритеты Путина в области разработки природных ресурсов не такие, как у большинства западных лидеров, и вряд ли они изменятся. Путин считает, что в этой сфере государственные интересы должны преобладать над интересами отдельных лиц и частных предприятий. При Путине отнюдь не свободный рынок будет направлять внешнюю политику. Он убежден, что частная собственность должна существовать и что государство обязано обеспечить ее юридическую защиту, но права собственников при этом не являются абсолютным приоритетом.
Некоторые из его недавних действий непопулярны на Западе, зато они, судя по всему, с большим удовлетворением были восприняты дома. Переживаний по поводу ареста Ходорковского было намного больше за границей, нежели в России. Если западные люди увидели в этом проявление недостаточного уважения к закону, то для многих русских, напротив, это означало торжество закона и чрезвычайно необходимый поворот к реституции, связанной с предполагаемыми незаконными действиями, которые совершили самые крупные компании России и приближенные к власти миллиардеры.
Очевидно, что факторы, влияющие на принятие решений в России, не ограничиваются персоной Путина и продвигаемой им стратегией разработки ресурсов. Президентская власть в России при Путине, действительно, становится более сильной, но не всесильной, и будущий характер отношений в секторе энергетики будет во многом зависеть от того, какие дружеские связи и коалиции сформирует российский президент в течение своего второго срока правления.
Ключевой вопрос, который Путину придется решать в недалеком будущем, заключается в том, будет ли он добиваться изменения Конституции с целью продлить срок своих полномочий (72). Если он решится на такой шаг, то это могло бы внести некоторую стабильность в нефтяной и газовый сектор страны, хотя вряд ли это станет хорошей новостью для западных инвесторов. Если же Путин планирует уйти в 2008 г., то в политическом отношении он уже довольно скоро станет 'хромой уткой', и в этом случае предсказать дальнейшее развитие событий затруднительно. Сейчас нет оснований полагать, что его преемник будет больше привержен реформам, чем сам Путин, особенно в вопросах энергетики. Пока Путин остается у власти, было бы ошибкой со стороны американских фирм и американского правительства преувеличивать масштабы и возможности своего влияния на решение вопросов, связанных с российскими нефтью и газом. Эти вопросы будут решаться с учетом того, как повлияет то или иное решение на экономическое развитие России и на ее международное положение. Споры по поводу того, должен ли Восточно-Сибирский трубопровод идти непосредственно в Китай или через Японию, демонстрируют это весьма определенно. Как бы то ни было, российский президент намерен быть твердым, принимая решения и управляя российскими активами во имя великих целей, а поэтому единственно реалистический вариант сделок с Россией - это когда предложение, поступающее от иностранного партнера, выгодно не только ему самому, но также и России.
Примечания
1 Price-fixing Row Over BP's Russian Oil Deal // The Guardian Newspapers. - 2003. - June 25.
2 Председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский был арестован 25 октября 2003 г. по обвинению в нарушении семи статей Уголовного кодекса РФ, в частности, в уклонении от уплаты (личного) подоходного налога и налога с корпораций, невыполнении решения суда, фальсификации документов и краже. Russian Petroleum Investor. - 2004. - Jan.
3 Black D. Kremlin Threat to U.S.-Yukos Deal // The Guardian. - 2003. - Aug. 4; White G. Yukos' Legal Woes Continue Despite a Possible Exxon Deal // Wall Street J. - 2003. - Oct. 7; Warren S., White G., Raghavan A. Exxon Signals Interest in a Deal with Yukos // Wall Street J. - 2003. - Dec. 12.
4 Киринский блок - самый большой из трех блоков проекта 'Сахалин-3'. Его запасы оцениваются в 453 млн т извлекаемой нефти и 700 млрд кубометров газа. Korchagina V. Energy Minister Says State is Seeking $1 Billion for Exxon Sakhalin-3 License // St. Petersburg Times. - 2004. - Feb. 6; New Tender to Be Held for Sakhalin-3 Project // RBC News. - 2004. - Jan. 29.
5 Когда ExxonMobil поняла, что Дума не включит этот проект в список проектов, реализуемых на основе СРП, она была готова осуществлять его на условиях обычной лицензии. Но к тому времени уже прошло десять лет с момента заключения первоначального соглашения, что позволило правительству России, используя эту лазейку, аннулировать соглашение.
6Myers St. L. Interview with President Putin // The New York Times. - 2003. - Oct. 6.
7 Например, в октябре 2003 г. Александр Волошин, член 'семьи' Ельцина, был снят с должности руководителя администрации президента. Его заменил Дмитрий Медведев. Росбалт. - 2003. - 31 окт.
8 Владислав Сурков и Игорь Сечин были назначены заместителями главы президентской администрации и помощниками президента (Дмитрий Медведев сохранил за собой должность руководителя президентской администрации). Интерфакс. - 2004. - 26 марта. В начале второго президентского срока Путина оба они также получили посты в энергетическом секторе: Сечин стал председателем совета директоров 'Роснефти', а Сурков - 'Транснефтепродукта'.
9 http://www.pbs.org/newshour/updates/december99/yeltsin_12-31.html; http://www.people.fas.harvard.edu/~gestewar/putinobserved.html; http://www.newsmax.com/articles/?a=2000/5/1/42928.
10 Подробнее см. Shevtsova L. Yeltsin's Russia: Myths and Reality. - Washington, D.C.: CEIP, 1999.
11 Подробнее см. Shevtsova L. Putin's Russia. - Washington, D.C.: CEIP, 2003.
12 НТВ, ведущий российский независимый телевизионный канал, принадлежавший компании 'Медиа-Мост' Владимира Гусинского, крайне критически освещал войну в Чечне. В апреле 2001 г. 'Газпром' приобрел контрольный пакет НТВ. В январе 2002 г. был закрыт канал ТВ6, в котором еще сохранял долю собственности Борис Березовский. Еще один телевизионный канал - TВС - был закрыт в 2003 г. в связи с незаконным использованием частоты по лицензии Московской независимой вещательной корпорации. Интерфакс. - 2003. - 22 июня.
13 Hoffman D. The Oligarchs. - N.Y: Public Affairs, 2001. - Р. 127-149.
14 Программа 'Займы в обмен на акции' начала работать в 1994 г. В ее рамках правительство позволяло частному бизнесу - в обмен на займы - управлять долей собственности государства в некоторых крупнейших компаниях. При этом правительство учитывало полученные займы как дополнительные доходы бюджета, тем самым создавая видимость уменьшения бюджетного дефицита. Не имея возможности вернуть позаимствованные средства, государство было вынуждено продавать с аукциона права на управление своими акциями. Предполагалось, что торги будут происходить при соблюдении принципов открытой конкуренции, но в действительности всем заправляли люди, имевшие доступ к конфиденциальной информации, и лоббисты будущих олигархов. Схема 'займы в обмен на акции' действовала до 1996 г. В результате фальсифицированных аукционов Владимир Потанин приватизировал 'Норильский никель' и СИДАНКО (продана в 2001 г. за 1,1 млрд долл.), Михаил Ходорковский - ЮКОС, Михаил Фридман - 'Тюменскую нефть', Борис Березовский и Роман Абрамович - 'Сибнефть'. Подробнее см. Hoffman D. The Oligarchs. - N.Y: Public Affairs, 2001: Freeland Ch. Sale of the Century: Russia's Wild Ride from Communism to Capitalism. - N.Y.: Crown Business, 2000.
15 Forbes World's Richest People List for 2004.
16 Например, министр обороны Сергей Иванов, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, Игорь Сечин и Виктор Иванов, назначенные помощниками руководителя первой администрации Путина. Bсе они долгое время работали в службах безопасности. См. Меdetsky А. Siloviki's Pyramid of Power Revealed // St. Petersburg Times. - 2004. - Jan. 20.
17 Виктор Вексельберг из TНK 'стоит' 5,9 млрд долл., Михаил Ходорковский из ЮКОСа - 15 млрд, Леонид Невзлин - 2 млрд, Михаил Брудно - 1,8 млрд, Платон Лебедев - 1,8 млрд, Герман Кан, генеральный директор TНK-BP, - 2,9 млрд долларов. Forbes World's Richest People, 2004.
18 Например, в Думе 1999-2003 гг. Владимир Дубов, Владимир Рыжков, Константин Кагаловский, Александр Осовцов и Галина Антонова были инициаторами многих законодательных побед ЮКОСа, а Игорь Анненский лоббировал интересы TНK.
19 Так, в апреле 2001 г. губернатором Эвенкийского автономного округа был избран вице-президент ЮКОСа Борис Золотарев, в сентябре 2002 г. пост губернатора Таймырского автономного округа занял генеральный директор 'Норильского никеля' Александр Хлопонин, в декабре 2000 г. губернатором Чукотского автономного округа стал Роман Абрамович ('Сибнефть'), а Республику Адыгея в 2002 г. возглавил магнат-золотодобытчик Назрет Совмен. См. Olcott M. B. Reforming Russia's Tycoons // Foreign Policy. - 2002. - Маy-June. - P. 66-73.
20 Например, Ходорковский с конца 1990-х годов финансировал 'Яблоко' и Союз правых сил. Mereau Fr. Yabloko Counts on Khodorkovsky // Moscow Times. - 2003. - July 16.
21 Они поддержали закон, расширявший права миноритарных акционеров, по той же самой причине: им это было нужно, чтобы торговать своими акциями на западных биржах.
22 См. приложение 2. Российские компании использовали трансфертные цены и внутренние офшоры, чтобы платить меньше налогов. Офшорный бум начался в 1994 г., когда федеральные власти предоставили некоторым регионам право устанавливать пониженные налоговые ставки, в том числе по налогу на прибыль и НДС. Но с 1 января 2004 г. последние три российских региона с федеральными налоговыми льготами - Мордовия, Калмыкия и Чукотка - потеряли инвестиционные привилегии, связанные с налогом на прибыль.
23 Подробнее см. Shevtsova L. Putin's Russia. - Р. 126-128.
24 Например, 'алюминиевый' олигарх Олег Дерипаска настроен против вступления России в ВТО, а Владимир Потанин, Ходорковский и Михаил Фридман - за. http://english.pravda.ru/usa/2003/04/08/45745.html; http://www.ceip.org/files/events/2003-05-15-potaninsum.asp?pr=2&EventID=615.
25 TНK-BP начала функционировать 1 сентября 2003 г., став третьей в России нефтяной компанией по уровню запасов и добычи. BP и холдинг 'Альфа-груп/Access/Ренова' владеют по 50% акций в TНK-BP. http://www.tnk-bp.com/eng/home_800.asp.
26 http://www.ceip.org/files/events/events.asp?pr=2&EventID=649.
27 http://www.mironov.ru/english/publications.phtml?id=7020 http://northstarcompass.org/nsc0401/duma.htm.
28 В июне 2002 г. Дума приняла поддержанный Кремлем закон о политических партиях, который должен уменьшить число партий, участвующих в выборах в Думу. С 14 июля 2003 г. организация, чтобы считаться политической партией, должна иметь не менее 10 тыс. членов и отделения с числом членов не менее 100 каждое минимум в 45 из 89 регионов страны. К участию в выборах допускаются только официально зарегистрированные политические партии. Думские выборы 2003 г. проводились еще в соответствии с законом о выборах, принятым в ноябре 2002 г.
29 В ходе этой кампании кандидаты от оппозиции жаловались, что контролируемые государством СМИ обильно освещали деятельность Путина, оставляя очень мало шансов его соперникам донести до избирателей свою точку зрения. Они также утверждали, что должностные лица из региональных администраций препятствовали их выступлениям во время избирательной кампании. http://www.tampabaylive.com/stories/2004/03/040315putin.shtml.
30 Соперниками Путина были кандидат-коммунист Николай Харитонов, независимые кандидаты Сергей Глазьев и Ирина Хакамада, кандидат от ЛДПР Олег Малышкин и председатель Совета Федерации Сергей Миронов, набравшие соответственно 14%, 4%, 4%, 2% и 1% голосов. Три с половиной процента россиян голосовали против всех. Сообщение Американо-российского делового совета (резюме для российского правительства), 16 марта 2004 г.
31 Согласно российскому закону о выборах для признания результатов выборов действительными кроме получения большинства голосов требуется еще 50-процентная явка в первом туре.
32 Адвокаты Ходорковского встречаются с представителями ОБСЕ // Pravda.ru, http://newsfromrussia.com/main/2004/05/26/54126.html.
33 'Апатит', главный поставщик сырья для предприятий, производящих фосфатные удобрения, со штаб-квартирой в Мурманской области, был приватизирован в 1994 г. Назначенный правительством аукцион по приватизации 20% 'Апатита' выиграла 'Волна' - фирма, управляемая группой МЕНАТЕП. По условиям тендера 'Волна' заплатила за акции 225 тыс. долл. и должна была в течение года инвестировать 283 млн долл. Региональные должностные лица, однако, выдвинули обвинение, что 'Волна' не выполнила свои инвестиционные обязательства. http://iicas.org/2004en/25_03_an_en.htm.
34 Группа МЕНАТЕП владеет 44,1% акций ЮКОСа. В 2002 г. компания МЕНАТЕП объявила, что ее главными акционерами являются Михаил Ходорковский (9,5% акций), Леонид Невзлин (8%), Платон Лебедев (7%), Владимир Дубов (7%), Михаил Брудно (7%) и Василий Шахновский (4,5%). Еще 50% акций хранятся на началах доверительной собственности. Belton C. No Individual Menatep Owners Left // Moscow Times. - 2004. - Feb. 13.
35 Банк МЕНАТЕП получил контрольный пакет акций ЮКОСа на инвестиционных и залоговых аукционах в 1995 г. МЕНАТЕП был назначен организатором программы 'займы в обмен на акции' и был также участником аукциона и инвестиционного тендера, на котором решалась судьба 78% акций ЮКОСа. Три других банка, претендовавших на участие в торгах по ЮКОСу, не были допущены до них, так как не смогли внести 350 млн долл. на специальный аукционный счет, предложив заплатить часть этой суммы государственными ценными бумагами. Победителем и аукциона, и инвестиционного тендера по ЮКОСу стал банк МЕНАТЕП. По результатам инвестиционного аукциона этот банк обязался вложить 350 млн долл. в развитие ЮКОСа в
1996-1999 гг. Коммерсант. - 1995. - 15 дек.
36 Платон Лебедев был арестован 2 июля 2003 г., Михаил Ходорковский - 25 октября 2003 г.; обвинения против Василия Шахновского были выдвинуты 17 октября 2003 г. Russian Petroleum Investor. - 2004. - Jan.
37 Ibid.
38 После кризиса 1998 г. Санкт-петербургский банк МЕНАТЕП (бывший филиал Московского банка МЕНАТЕП) получил основные активы и сеть из 42 региональных отделений, созданных московским МЕНАТЕПом. А 29 сентября 1999 г. Московский арбитражный суд объявил последний банкротом, а депозиты банка на 15 000 счетах были оцененыв 50 млн долл. Shcherbakova
A. Bank Menatep St. Petersburg's Fortunes Rise Amid Crisis // St. Petersburg Times. - 1999. - July 6; Известия. - 1998. - 25 нояб.
39 Существует много предположений относительно доли акций ЮКОСа, предлагавшейся для продажи: от минимальных (для получения протекции в качестве стратегического инвестора) 25% до 40% (что, по слухам, предпочел бы сам Ходорковский), или 50%, что, безусловно, было бы идеальным вариантом для крупной западной нефтяной компании.
40 В апреле 2003 г. российские власти одобрили слияние компаний ЮКОС и 'Сибнефть', при котором ЮКОС приобрел бы 92% акций 'Сибнефти' в обмен на 3 млрд долл. деньгами плюс 26% акций ЮКОСа. Слияние компаний было завершено в октябре 2003 г. По соглашению о слиянии компаний ЮКОС покупал 20% минус одну акцию 'Сибнефти' за 3 млрд долл., а еще 72% плюс одна акция обменивались на пакет 26,1% акций ЮКОСа. В результате акционеры 'Сибнефти' должны были контролировать 26,01% в объединенной компании 'ЮКОС-Сибнефть', которая, как ожидалось, должна была начать функционировать 1 января 2004 г.
41 После ареста Ходорковского ведущие акционеры 'Сибнефти', включая ее основателя Романа Абрамовича, потребовали увеличить их долю в объединенной компании по сравнению с теми 26%, которые они получали согласно первоначальному соглашению о слиянии компаний. Они также потребовали большего представительства в правлении этой объединенной компании. Новые руководители ЮКОСа оба этих требования отвергли, побудив Абрамовича вывести 'Сибнефть' из объединенной компании в декабре 2003 года.
42 Наконец, в начале 2004 г. акционеры 'Сибнефти' и ЮКОСа подписали соглашение о полном отказе от слияния компаний без каких-либо штрафов и компенсаций. Сделка об аннулировании слияния была заключена между банком МЕНАТЕП и Millhouse Capital, которые представляли акционеров 'Сибнефти' и ЮКОСа. Petroleum Economist. - 2004. - ? 3. - March. - P. 42; Инженер. газ. - 2004. - 10 февр.
43 http://www.russiajournal.com/news/cnewswire.shtml?nw=42776#n42776.
44 http://www.pbs.org/wgbh/commandingheights/shared/minitextlo/ufd_privatizerussia_full.html#grigoriiyavlinsky.
45 Подробнее см. Aslund A. Building Capitalism: the Transformation of the Former Soviet Bloc. - N.Y.: Cambridge Univ. Press, 2002.
46 В число западных корпораций - партнеров санкт-петербургского Государственного горного института входят южноафриканская компания DeBeers, американская Hewlett Packard, немецкая Analytik Jena и канадская Phoenix Geophysics Ltd. http:// www.spmi.ru.
47 Путин В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики. - СПб., 1999. - (Записки / Горн. ин-т; Янв.).
48 А также 'осуществление государственной поддержки научных исследований [в этих областях], создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны; учет региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом'.
49 Полностью документ 'Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.' на русском языке опубликован на сайте http://www.gazprom.ru/articles/article4951.shtml.
50 Поправки к Налоговому кодексу России были приняты Государственной думой 19 июля 2000 г. и одобрены Советом Федерации 26 июля 2000 г. Новый налоговый режим действует с 1 января 2003 г. Компании, занимающиеся добычей и переработкой углеводородов, в дополнение ко всем специальным налогам и отчислениям, которые установлены для нефтяных и газовых добывающих предприятий Налоговым кодексом, законом 'О недрах' и другими законодательными актами, должны платить еще налог на прибыль (который в 2002 г. был уменьшен с 35% до 24%) и налог на добавленную стоимость (НДС). http://www.garweb.ru/project/mns/nk/10800200/10800200-029.htm.
51 В январе 2002 г. был введен единый налог на разработку минеральных ресурсов, а три налоговых платежа - платежи за право пользования недрами (роялти), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на добычу сырой нефти и газового конденсата - были отменены. Новый единый налог на разработку минеральных ресурсов определяется исходя из количества сырой нефти, добытой с 1 января 2002 г. до 31 декабря 2004 г. включительно. С 2005 г. этот налог будет составлять 16,5% от цены на нефть. Кроме того, с 1 января 2004 г. отменены три последних внутренних офшора, пользовавшихся федеральными налоговыми льготами. EIU Country Profile Russia 2003, CCPR Analytical Reports, 20 Dec. 2003.
52 Kotov V. Russia's Mineral Resources: Reconfiguration of Institutional Framework. - Paper presented at the International Conference on Natural Assets in the Philippinea, Jan. 2003. См. также Shevtsova L. Putin's Russia. - P. 188-190. См. приложение 3.
53 Бывший заместитель премьер-министра Виктор Христенко был назначен министром промышленности и энергетики, бывший губернатор Пермской области Юрий Трутнев - министром природных ресурсов, бывший вице-президент 'Роснефти' Сергей Оганесян - руководителем федерального энергетического агентства. До своего нового назначения Оганесян работал в 'Сахалиннефтегазе'. Полищук О. Фрадков делает 12 новых назначений // ИТАР-ТАСС. - 2004. - 13 марта.
54 В июне 2004 г. Путин объявил, что начиная с августа нефтяные компании должны платить по повышенным экспортным тарифам всякий раз, когда средняя цена на сырую нефть Urals превышает 20 долл. за баррель в течение двух месяцев, что являлось модификацией системы индексации экспортных пошлин, которая была введена в июне 2002 г. Moscow Slaps Oil Firms with Higher Taxes (Copyright 2004 г. Energy Intelligence Group, Inc.) // Energy Compass. - 2004. - Friday. - May 14.
55 См. приложение 1. Согласно гибкой системе, разработанной Министерством финансов РФ, экспортная пошлина увеличивается с повышением цены на нефть. Кудрин заявил, что при текущих ценах на нефть экспортные пошлины могли бы принести дополнительно 3 млрд долл. Ostrovsky A. Russia Pledges to Increase Export Duties for Oil Groups // Financial Times. - 2004. - 23 March. - P. 6.
56 Лицензирование в нефтяном и газовом секторе регулируется законом 'О недрах'. Согласно этому закону лицензии могут предоставляться и российским, и иностранным юридическим лицам. В 2003 г. в Министерстве природных ресурсов РФ была создана специальная рабочая группа для всесторонней проверки нефтяных и газовых компаний, получивших лицензии. В течение последнего десятилетия в России было выдано примерно 2600 лицензий на разработку углеводородных месторождений, и на январь 2004 г., когда рабочая группа закончила свое расследование, было рассмотрено лишь около 15% лицензионных
соглашений. Должностные лица Министерства природных ресурсов РФ заявили, что они готовы отозвать лицензии на разработку месторождений нефти, газа и газового конденсата у нефтяных и газовых компаний, которые не соблюдают условия лицензий. Russia's Oil Industry is Taking New Shape // Alexander's Gas and Oil Connections. - 2004. - Apr. 2.
57 Они включают права Exxon Mobil по проекту 'Сахалин-1', права 'Роснефти' на Ванкорский блок и права 'Роснефти' и 'Газпрома' на Штокмановский блок. Кроме того, Royal Dutch/Shell, ЛУКОЙЛу и ЮКОСу было предложено объяснить, почему задерживается разработка месторождений Салым, Южная Хилчуя и Терско-Камовское, и обсудить возможность заключения новых соглашений, которые обеспечивали бы российскому правительству компенсацию потерь в связи с затягиванием сроков разработки. Russia:
Yukos attacks frighten investors (Copyright 2004 Energy Intelligence Group, Inc.) // Energy Compass. - 2004. - Friday. - July 2.
58 Ostrovsky S. BP Makes Room for Gazprom // The Moscow Times. - 2004. - Sept. 29.
59 Алексей Миллер сменил Вяхирева на посту председателя правления 'Газпрома' 31 мая 2001 г.
60 RIA Oreanda. - 2004. - Sept. 28.
61 'Роснефть' владеет совместным предприятием с Total и BP - нефтеперегонным заводом на Украине, 50% Адайского блока в Казахстане, 50% блока Юг в Алжире и 45% в зоне Сурроиенте в Колумбии. 'Зарубежнефть' активно работает в Казахстане, Туркмении,Вьетнаме и Сирии. http://www.rosneft.ru; http://www.zarubexhneft.ru.
62 Например, вице-президент 'Роснефти' Сергей Алексеев в 1994 г. окончил Лондонскую школу экономики.
63 Gorst I. Pipelines and Politics // Paper presented at the U.S.- Russia Energy Summit Executive Seminar at the Carnegie Moscow Center. 18 June, 2003.
64 Подробнее см. пресс-релизы компании на сайте http://www.transneft.ru/press/Default.asp?LANG=EN&ATYPE=8.
65 http://www.conocophillips.com/news/nr/092904_moscow.asp.
66 Johnson's Russia List # 7339, 27 Sept. 2003.
67 В последние два года глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов говорил, что эта компания могла бы передать долю в 10-20% иностранным партнерам, заинтересованным в сотрудничестве по Каспийскому проекту. http://www.lukoil.ru.
68 RFE/RL Newsline. - 2004. - March 9.
69 Подробнее см. ЛУКОЙЛ намерен остаться в Ираке // Независимая газ. - 2004. - 17 марта.
70 Наследный принц Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз аль-Сауд приезжал в Москву в сентябре 2003 г. и встречался с Путиным и другими официальными лицами. По итогам его трехдневного визита было принято совместное заявление по Ираку и заключен ряд соглашений о сотрудничестве. Closer Rhiyadh. Saudi Prince's Visit Draws Moscow // People's Daily. -2003. - Sept. 6.
71 Общая сумма не выплаченного долга Ирака России составляет около 8 млрд долл. В декабре 2003 г. российские официальные лица заявили, что иракский долг будет уменьшен до 3,5 млрд долл., если России будет обеспечен благоприятный режим заключения нефтяных контрактов. Zaks D. Russia Willing off Part of Iraq's Debt in Return for Contracts // Agency France-Presse. -2003. - Dec. 22.
72 Статья 81 Конституции РФ гласит, что никто не может занимать президентский пост более двух сроков подряд. Но из текста этой статьи неясно, распространяется ли это на случай, когда сроки президентства не следуют непосредственно один за другим. Полный текст Конституции РФ на английском языке опубликован на сайте http://www.departments.bucknell.edu/russian/const/constit.html.
Марта Олкотт - ведущий научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир и сопредседатель программы 'Этничность и национальное строительство' Московского Центра Карнеги. Она является доктором политологических наук, признанным экспертом по Центральной Азии, автором более 40 научных работ и трех монографий.
Серия 'Рабочие материалы' основана в 1999 г.
Первая редакция данного доклада была опубликована в рамках исследования 'Энергетическое измерение в глобальной стратегии России', осуществленного Институтом публичной политики им. Джеймса Бейкера (в штате Техас) при поддержке японской исследовательской организации 'Центр нефтегазовой энергетики' (Petroleum Energy Center), американской юридической компании Baker Botts LLP, Энергетического форума Института им. Дж. Бейкера, инвестиционных компаний 'Ренессанс Капитал' и Lehman Brothers