Опасения по поводу того, что при Путине замедлится строительство демократии в России, оправдались очень быстро. Из-за напряженной обстановки в мире и борьбы с терроризмом Запад смотрел сквозь пальцы на авторитарные меры, принимаемые российским президентом во имя обеспечения порядка, хотя все они были направлены на усиление его собственной власти и ослабление путинских оппонентов. Однако, в течение уже примерно года, - с того момента, как Путину не удалось навязать фиктивные результаты президентских выборов на Украине, - он, похоже, больше не заинтересован в сохранении демократических приличий.
Новый законопроект, представленный Кремлем в российский парламент, где доминируют сторонники президента, предусматривает настолько драконовские методы контроля над всеми общественными организациями, что, по сути, наносит смертельный удар и без того слабому гражданскому обществу в России, делая невозможным существование полностью независимых структур. Данный закон отдает самыми затхлыми традициями советской эпохи со своим частоколом бюрократических препон и ограничений, которые призваны предотвратить проникновение в ряды общественных организаций преступных элементов, террористов или шпионов.
Помимо опасности, которой подвергаются общественные организации, происходит откат и в области прочих свобод, как, например, уже свершившийся факт удушения независимых СМИ или повсеместно однобокий характер агитации во время недавних муниципальных выборов в Москве. Путинская партия 'Единая Россия' завоевала на них 28 из 35 мандатов, а 'Родина', - единственная группировка, способная составить ей конкуренцию, - была отстранена от голосования по обвинению в пропаганде ксенофобии. Несмотря на справедливость данного обвинения, выборы четко показали, что создание какой-либо альтернативы или хотя бы силы, критикующей власть Путина, является сегодня чистой утопией.
Внешняя политика России внушает не меньшее беспокойство, чем внутренняя. Разумеется, совершенно естественно для России иметь собственные интересы в мире, которые могут идти вразрез с европейскими или американскими, но предостережения Путина о том, что Москва 'поможет' Ирану и Сирии в случае каких-либо инициатив со стороны Совета Безопасности, вызывают тревогу. В данных обстоятельствах представляется почти невероятным, что Россия займет в следующем году пост председателя в 'восьмерке' - объединении наиболее развитых демократических государств.