Долго сентиментальничать Герхард Шредер (Gerhard Schrоеder) не привык. Однако захватывающие дух темпы, с которыми бывший канцлер начинает карьеру вне политики, лишают дара речи и его друзей, и врагов. 'Это плохо пахнет', - первое, что вырвалось у лидера 'зеленых' Райнхарда Бютикофера (Reinhard Buetikofer), когда он узнал о назначении Шредера председателем Наблюдательного совета консорциума-оператора Северо-Европейского газопровода (NEGP).
Российский газовый концерн 'Газпром', а также немецкие компании E.on и BASF прокладывают под эгидой управляющей акционерной компании NEGP через Балтийское море газопровод протяженностью 1200 километров из Санкт-Петербурга в Грайфсвальд. Газопровод будет позднее продолжен через Нидерланды до Великобритании.
В конце прошедшей недели политики самой разной партийной принадлежности подвергли острой критике неожиданный шаг Шредера. Свои опасения открыто высказывали даже в СДПГ. СвДП настаивает на принятии кодекса чести для бывших членов правительства. Новая работа Шредера способствует распространению самых неприятных предубеждений в отношении политиков, пророчил беду глава СвДП Вестервелле (Westerwelle). Один из членов СвДП, бывший министр юстиции Лойтхойзер-Шнарренбергер (Leutheusser-Schnarrenberger), говорила о вознаграждении Шредера за 'низкопоклонство' перед Путиным.
Штефан Хильсберг (Stephan Hilsberg), официальный представитель депутатов СДПГ от восточных районов Германии, сказал следующее: 'Кое-кто извлекает личную выгоду из своих собственных политических решений'. А Вольфганг Босбах (Wolfgang Bosbach), заместитель председателя фракции ХДС/ХСС, едко заметил: 'До сих пор я всегда понимал под надежным снабжением бесперебойное снабжение энергией населения'.
Действительно, газовая сделка Шредера имеет неприятный привкус. Поспешное назначение бывшего канцлера председателем Наблюдательного совета, по меньшей мере, вызывает подозрение, что о сделке договорились еще во время избирательной кампании в Германии: сможет ли Шредер нажить капитал на своих близких отношениях с Путиным?
После выборов, когда появились слухи о том, что Шредер займет место советника в полугосударственном энергетическом концерне, ведомство канцлера тут же их опровергло. Шредер вместе с российским президентом Владимиром Путиным был главным инициатором сделки с энергоносителями, что привело к разногласиям прежде всего с Польшей. В сентябре, незадолго до выборов в Бундестаг, оба политика выступили затем в качестве патронов подписания договора.
Шредера и Путина связывает политическая мужская дружба. Шредер ездил к Путину на День рождения в Санкт-Петербург в тот момент, когда переговоры в Берлине о формировании коалиции находились еще на грани срыва. Тот, в свою очередь, в прошлом году прибыл на 60-летие Шредера в Ганновер с серенадами казацкого хора. Помимо того приемная дочь Шредера Виктория родом из Санкт-Петербурга, родины Путина.
На пост генерального директора консорциума-оператора NEGP выдвинут Маттиас Варниг (Matthias Warnig), представитель Dresdner Bank в Москве. Его обвиняют в шпионаже в интересах Штази. Здесь круг замыкается: в 80-е годы Путин, будучи офицером КГБ, тоже служил в ГДР.
Помимо этого швейцарский медиа-концерн Ringier, видимо, договорился со Шредером, чтобы тот выступал в роли человека, 'открывающего двери' для концерна на рынок печати России и Китая. Зачем, спрашивают насмешники, Шредер недавно прошел курс интенсивного изучения английского?