Среднеазиатский диктатор делает Берлину ранний рождественский подарок. Бундесвер получил право сохранить свою военную базу в Термезе, на юге Узбекистана, хотя с 1 января 2006 года Ташкент ввел запрет на транзитные полеты через свою территорию для авиации НАТО. Статс-секретарь Министерства обороны Фридберт Пфлюгер (Friedbert Pflueger) назвал соглашение 'большим успехом'. В конце прошедшей недели политик из ХДС, отправившийся на поклон в Ташкент, встречался также с президентом Исламом Каримовым.
В ответ Пфлюгер пообещал главе государства, силы безопасности которого 13 мая расстреляли в узбекском городе Андижан народное восстание, 'активизировать диалог по вопросам борьбы с терроризмом, экономических отношений, а также демократизации и принципов правового государства'. Пфлюгер заверил, что в ЕС отнесутся к точке зрения Каримова относительно событий в Андижане "корректно'.
Бундесвер координирует с военно-воздушной базы в Термезе миссию Isaf в Афганистане. 'Альтернатива Термезу существует', - говорит официальный представитель Министерства обороны, однако это место является наиболее подходящим с военной точки зрения.
После бойни в Андижане, во время которой, по оценкам организации Human Rights Watch, погибли не менее 500 человек, в отношениях между среднеазиатским государством и Западом наступило похолодание. США и ЕС потребовали создания международной комиссии по расследованию - узбекский президент ответил отказом. Вместо этого Каримов бросился в объятия России и Китая, рассматривающих убийство своего собственного народа в качестве законного средства в борьбе против террора.
Поскольку Вашингтон подверг кровавый акт критике, США пришлось уйти с военной базы в Ханабаде. В ноябре Узбекистан подписал с Москвой договор о дружбе. Россия в случае дестабилизации может направлять в страну свои войска. Правительство Германии проявило сдержанность в критике, сохранив контакты с Ташкентом. Дипломаты красно-зеленого правительства Германии до самого последнего препятствовали в ЕС принятию решения о введении санкций против Узбекистана.
Министр внутренних дел Узбекистана Закир Алматов, несмотря на визовый запрет для высокопоставленных членов узбекского правительства, получил одноразовую визу для обследования в клинике Ганновера. Немецкое посольство в Ташкенте продолжало оказывать 'военную помощь' узбекскому Министерству обороны. Глава Восточного комитета Немецкой экономики Клаус Мангольд (Klaus Mangold) тоже искал более близкого контакта с Каримовым. 'Хорошие экономические связи могут в ситуации политической напряженности сохранять открытыми каналы для переговоров и помогать наводить мосты', - обещал он в ноябре Каримову.