Герхард Шредер, который менее чем месяц назад был еще канцлером Германии, занял пост председателя совета предприятия, которое строит газопровод из России в Германию и Западную Европу по дну Балтийского моря.
Во многих государствах Шредер был бы обвинен в конфликте интересов. Его этическое падение усиливает тот факт, что именно сейчас Россия угрожает прекратить обеспечение Украины газом, если это государство не поддастся требованиям о повышении цен газового гиганта 'Газпром', находящегося во владении Кремля.
Стратегический план России ясен. Прекращение поставок газа на Украину означает перекрытие газового вентиля для большей части Европы, так как часть крупнейших газопроводов проходит через эту страну.
Новый газопровод, который пройдет мимо Украины, Польши и, естественно, стран Балтии, может дать Кремлю дополнительную возможность оказывать влияние, так как Россия стремится вновь закрепиться в этом регионе. Президент Путин и его администрация из экс-клонов КГБ не должна больше будет беспокоиться о Западной Европе, если они решат посильнее ущемить посткоммунистических соседей.
Контрудар империализма
Неужели Европа и в самом деле даст Путину это новое имперское оружие? Или, что еще хуже, не может ли Россия направить это оружие против зависящего от энергии Европейского Союза? То, что экс-канцлер Германии начнет руководить фирмой, которая на подносе может дать России возможность манипулировать экономикой ЕС, является доказательством угрожающего спокойствия Европы в свете неоимперских амбиций Путина.
Конечно, СМИ России знают о возрастающей зависимости Европы от энергетических запасов России. И в самом деле, они прямо наслаждаются этим: после того, как мы интегрируемся и расширим свой единый газовый бизнес, говорится в передовых статьях газет России, Европа замолкнет в вопросе прав человека.
Путин выразил эту позицию более опосредованно, заявив, что он называет это 'самостоятельной политикой'. Под нею он имеет в виду, что России следует оставаться 'самостоятельной', независимой от подозрений западных демократов в вопросе морали и прав человека.
Возможно, некоторые главы европейских государств и в самом деле верят, что сохранение удобного процветания Евросоюза оправдывает молчание в области прав человека и иных тем, вызывающих у Кремля раздражение. Возможно, мы поднимем голос в таких 'экономических вопросах', как принудительное отчуждение 'ЮКОСа'. Но что будет, если Кремль установит свою цену для критики России по, например, делам окровавленной Чечни?
Похоже, что европейцы согласны скорее промолчать, чем стать лицом к лицу с высокими ценами на энергоносители или даже перед блокадой, на грани которой сейчас стоит Украина.
В то время как Путин сосредотачивает свой двор, подчиняя Думу своей воле, ЕС должен отбросить все надежды на 'европеизацию' России. Россия, которую строит Путин, от постсоветских надежд на свободы и демократию мутировала к сооружению щита для новой элиты из экс-КГБ, базирующегося на нефти и газе.
И в самом деле, Маттиас Варниг, исполнительный директор консорциума газопровода, председателем совета которого является Герхард Шредер - давний друг Путина.
'Wall Street Journal' сообщил в этом году, что Варниг, который руководит российским отделением 'Dresdner Bank', был офицером тайной полиции Восточной Германии 'Штази' в конце 1980 годов, когда нынешний президент России занимался шпионской деятельностью в Восточной Германии.
Пустое единое пространство
То, что русские мирятся с экс-кагэбэшным правительством, для которого отсутствие сочувствия и нетерпимость к инакомыслию являются нормой, отражает его усталость от штормовых ветров последних 20 лет.
Похоже, что в Кремле сейчас думают, будто свое отношение к обыкновенным русским можно перенести и на независимые государства: если России будет дана возможность для их запугивания, изоляции и энергетической блокады, она не пощадит малые и слабые страны. Как бывший президент восстановившей независимость Литвы я вынужден постоянно жить в условиях подобных угроз.
Европейский Союз заключил с Россией ряд соглашений, в том числе о 'едином пространстве' свободы и права.
Кремль очень способен на притворства по части подобного идеализма. Контроль России над Восточной Европой всегда основывался на 'договорах о дружбе', а агрессии Советского Союза в отношении Венгрии в 1956 году и Чехословакии в 1968 году были 'братскими' миссиями.
Поглядите, как использует Путин это 'единое пространство': варварское отношение к чеченцам, арест Михаила Ходорковского, преследование неправительственных организаций, надуманные обвинения в адрес одного из лидеров 'оранжевой революции' прошлого года Юлии Тимошенко.
Если европейцы всерьез воспринимают единое пространство прав человека и свобод, они должны понять, что чиновники путинского Кремля их ценности не разделяют.
Партнер, не вызывающий доверия
Это же касается России как союзника по борьбе с терроризмом. Неужели можно поверить, что на родине красного террора, где в годы Советской власти совершались бесчисленные ненаказуемые преступления, оставившие кровавые следы повсюду, от Литвы до Кавказа, будут помогать ограничивать распространение террора в мире от Ирана до Северной Кореи? Гораздо вероятнее, что Кремль будет хладнокровно использовать любой кризис для укрепления своей разрушительной силы и влияния.
Десятилетия мой родной регион был в сфере влияния зла в Европе. Поэтому я не могу молча наблюдать, как Европа вновь слепо пребывает в умиротворенном состоянии. Мы, новые демократические государства Восточной Европы, знаем из истории, что за каждым дипломатическим шагом России стоят имперские амбиции.
Западная Европа, у которой нет подобного урока истории, должна внимательно относиться к нашим предостережениям. Зависимость от России, даже в лице 'харизматичного' Герхарда Шредера, ведет нас только в пропасть.
Витаутас Ландсбергис - экс-президент Литвы, депутат Европарламента
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
'Газпром' кует крепкие кадры ("The Financial Times", Великобритания)
Опасный путь Шредера ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Герхард Шредер продался ("The Washington Post", США)