"Rzeczpospolita"
Путин был тем человеком, который выбрал Шредера в качестве друга. Бывший канцлер думал, пойдя на предложение, получить, по меньшей мере, особую информацию об экономике, если уж не влияние на решения Кремля. Цена, которую он должен был заплатить за 'мужскую дружбу' с Путиным, - отказ от критики. Не только что касается нарушения прав человека, но и в других вещах. Шредер разочаровал Путина только один единственный раз, когда поддержал Оранжевую революцию на Украине, хотя и называл Путина в это время 'демократом чистейшей воды'. Теперь, заняв пост председателя наблюдательного совета в управляющей компании Северо-Европейского газопровода, он доказал, что Путин может рассчитывать на него и впредь.
"Gazeta Wyborcza"
Идя в компанию, глава которой - бывший шеф Штази, а реальным, пусть и неофициальным, председателем наблюдательного совета с российской стороны является сам Путин, Шредер сам лишает себя права называться государственным деятелем. Это не должно ухудшить германо-польские отношения, в которых сегодня снова наблюдается потепление. Было известно, что немцы, скорее всего, не откажутся от договора (о строительстве Балтийского газопровода без участия Польши), и Польша окажется в блокаде, как сказала в Варшаве Ангела Меркель (Angela Merkel). Союзников против газопровода Польша должна искать где-нибудь в другом месте, прежде всего в скандинавских и прибалтийских государствах. Нравственностью Шредера пусть занимаются его соотечественники.
"Die Welt"
Что мешает Шредеру, наконец-то, зарабатывать деньги, говорят экономисты-либералы, восхищаясь им, поскольку считают, что политики, в конце концов, получают нищенскую зарплату и поэтому должны 'догонять' свободную экономику. И разве Шредер не действует в интересах Германии. Но не так же! Так и хочется воскликнуть: не так сразу, не таким неподобающим образом и не с душком своей собственной выгоды, и не милостью 'демократа чистейшей воды' Путина. Здесь смешиваются скандальным образом государственные и личные интересы. Другие бывшие канцлеры проявляли сдержанность. Они читали лекции или писали книги. Шредер сделан из другого теста.
"Leipziger Volkszeitung"
Разница с деятельностью Шредера в качестве советника швейцарского издательства Ringier, человека, способного 'открыть для него международный рынок', очевидна. Шредер обращает там в деньги свое имя без прямой взаимосвязи со своими решениями, которые он принимал, возглавляя правительство. Другие бывшие канцлеры тоже зарабатывают деньги, являясь издателями газет, советниками в средствах массовой информации и в компаниях, или выступая с докладами. Шредер, однако, с легкостью перешагнул черту, что делает еще более понятным требование Вестервелле (Westerwelle) о введении кодекса чести. Шредер нанес ущерб не только своему авторитету, но и авторитету поста канцлера.