Бывший адвокат Андрей Михайлович Макаров предупреждает, что запланированная реформа российской адвокатуры может привести лишь к 'фактической ликвидации адвокатской тайны'. 52-летний депутат от кремлевской партии 'Единая Россия' был избран впервые в Государственную Думу в 1993 году.
Frankfurter Rundschau: Андрей Михайлович, буквально в середине 2002 года в России был принят закон об адвокатской деятельности. Теперь по воле Министерства юстиции закон придется кардинально менять. Разве он так уж плох?
Андрей Макаров: Закон является одним из самых современных в Европе, он закрепляет независимость адвокатов - прежде всего по отношению к государству. Это в России имеет решающее значение: у нас адвокаты должны защищать своих клиентов прежде всего от государства. Это никогда не устраивало Генеральную прокуратуру, Министерство юстиции и другие так называемые органы правосудия. Они видят в адвокатах надоедливых нарушителей общественного спокойствия. Своим проектом они хотят покончить с независимостью адвокатов.
Frankfurter Rundschau: Как именно?
Андрей Макаров: Закон поставил бы под всеобъемлющий контроль адвокатов, адвокатские конторы и даже их коллегии. Министерство юстиции хочет установить неограниченный контроль над всеми адвокатскими палатами и получить право лишать лицензий неугодных адвокатов или и вовсе не давать их им. Кроме того, адвокаты обязаны предоставлять информацию по конкретным делам своих клиентов. Это означает ликвидацию адвокатской тайны - элементарного права человека. Причем права не адвокатов, а их клиентов.
Frankfurter Rundschau: Но Евгений Сидоренко, начальник управления Министерства юстиции, оправдывает проект тем, что клиенты должны иметь возможность жаловаться на плохую работу адвокатов.
Андрей Макаров: Это обман. Существующий закон об адвокатуре уже позволяет жаловаться в адвокатскую палату или подавать на адвоката судебный иск. Смысл проекта заключается в том, чтобы расширить права не граждан, а государства - в ущерб гражданам.
Frankfurter Rundschau: Зачем вообще нужен новый закон? Адвокатов в России уже сегодня подвергают обыскам, отстраняют от судебных процессов или подслушивают их разговоры со своими клиентами.
Андрей Макаров: Все это в России, действительно, есть - тысячи примеров. Но это является незаконным или преступным со стороны наших органов юстиции. Теперь этот произвол будет освящен законом. Господа прекрасно понимают, что в один прекрасный день им придется отвечать за свою несправедливость.
Frankfurter Rundschau: Каковы шансы, что этот закон будет принят?
Андрей Макаров: К сожалению, очень высоки - в такой или в несколько измененной форме. В России в настоящее время идет серьезная волна нападок на либеральные, демократические достижения. Было бы чудом, если бы адвокатура, один из последних в какой-то мере независимых институтов в России, осталась при этом в стороне.
Frankfurter Rundschau: Министерство юстиции экспериментирует также с государственными адвокатскими бюро, которые должны предоставлять бесплатную правовую помощь бедным россиянам?
Андрей Макаров: Кошмар. Бесплатную помощь обязаны оказывать уже существующие конторы. Уже сегодня главной проблемой является то, что многие адвокаты это бывшие прокуроры, милиционеры, судьи. Они были уволены по причине непрофессионализма или коррупции. Чтобы не запятнать священный образ государства, их запрятали не в тюрьму, а перевели в адвокатуру. Сейчас они живут на том, что их бывшие коллеги передают им дела, и они делают не то, что в интересах их клиентов, а то, в чем заинтересованы прокуратура или судьи. Новые государственные адвокатские бюро - это очередной отстойник для неспособных или коррумпированных юристов. И как уже было сказано, у нас адвокаты должны защищать граждан прежде всего от государства. Создание государственных адвокатских бюро означает, что мы запускаем волка в овчарню, а овцам говорим: дорогие граждане, это человек, который будет за вами присматривать и защищать вас.