Российский концерн 'Газпром' - популярный работодатель. Он платит хорошую зарплату, предоставляет надежную работу, к тому же, весьма престижную. Сможет ли новичок Герхард Шредер в качестве главы Наблюдательного совета совместного трубопроводного проекта 'Газпрома' с немецкими фирмами Eon и BASF надеяться на хорошо оплачиваемую и длительную работу пока неясно. Германии же - и это уже определенно - своей стремительной карьерой в России большой службы он не сослужил. В Москве же, напротив, на назначение бывшего канцлера смотрят несколько иными глазами, причем никаких сомнений здесь нет: как частное лицо родом из Ганновера он будет продолжать то, то прекратил как канцлер, а именно глобальный энергетический бизнес.
Кроме дружбы с Владимиром Путиным ничто так сильно не влияло на российскую политику Шредера, как его убеждение, что будущее Германии зависит от российских ресурсов. И поэтому, по крайней мере публично, этот социал-демократ проводил политику без всяких намеков на угрызения совести. Почти без оговорок он перенимал у Путина его пропаганду о демократии в России. Российская же оппозиция не чувствовала себя настолько преданной ни одним другим политиком Запада, как Шредером. И именно в ее рядах меньше всего удивлены новому амплуа бывшего канцлера.
Уже давно российские демократы боятся, что западные политики за нефть и газ расстанутся с любыми принципами. Возможно, в случае со Шредером, это покажется несправедливым, потому что в отношении России он всегда оставался верен своим принципам. Будучи канцлером, он не проявлял никакого заметного для общественности интереса к проблемам законности и гражданских прав в крупнейшем государстве Земли. И зачем ему это будет нужно теперь, уже как частному лицу? Однако от того, что Шредер стал частным лицом, его руководящий пост в российско-немецком проекте строительства трубопровода вовсе не становится частным делом. Ведь российский президент призвал ни какого-то там адвоката из Нижней Саксонии, а бывшего канцлера Германии. Это назначение никто не подумает всерьез объяснять особенными знаниями Шредера в трубопроводной отрасли. Путин легко мог бы найти парочку россиян, лучше соображающих в этом бизнесе.
Маловероятно также, что именно Шредеру удастся убедить Польшу и прибалтов в экологической безопасности Балтийского трубопровода. Скорее это можно сказать о российском государственном агентстве РИА 'Новости'. Оно в восторге от Шредера как 'топ-менеджера на службе России'. В одном из комментариев агентства совершенно откровенно говорится: 'Москва заказывает музыку и готова за это платить'. Задача Шредера состоит в том, как подчеркивается в комментарии, чтобы помочь России в достижении ее политических и экономических интересов.
Видимо, бывший канцлер представлял себе все это не совсем так, возможно, в своих многочисленных беседах с Владимиром Путиным он не всегда внимательно прислушивался к сказанному. Шредер и в будущем, конечно, не будет простым российским государственным служащим. Как глава Наблюдательного совета фирмы, на 51% принадлежащей 'Газпрому', он берет обязательства перед компанией, которая является частью не только российского государства, но и частью российского государственного аппарата. 'Газпром' контролирует не только газовый бизнес и трубопроводы, но и то, что могут вещать его собственные телекомпании и печать газеты. Для системы Путина этот гигантский концерн столь же важен, как правоохранительные органы и военные.
'Газпром' помогает сохранению спокойствия внутри страны и содействует усилению ее мощи на мировой арене. Мешает этому, возможно, проблематичный имидж концерна. И поэтому такая выдающаяся личность, как Герхард Шредер, подвернулась как раз вовремя. Политической ответственности Шредер теперь уже не несет, но от моральной ответственности он освободиться не сможет.