Что, собственно, означает конституционный патриотизм? Наш бывший канцлер это хорошо знает. Он должен придерживаться его и теперь, работая в 'Газпроме'.
Чего федеральное правительство не может никогда позволить себе, не может даже подумать об этом, так это полный контроль над энергетическим и информационным рынками. Это проделал с помощью 'Газпрома' российский президент Владимир Путин. Еще некоторое время назад он позаботился о том, чтобы в руках этого концерна оказались в то время еще молодые печатные средства массовой информации. Сегодня энергетическая компания мирового ранга повелевает почти всеми журналистскими голосами России. Критически настроенные издания уничтожаются. В регионах все больше становится мафиозной, а не рыночной экономики. Репортеров, пытающихся расследовать вопросы, связанные с обогащением политиков, избивают, их судят коррумпированные судьи.
А 'Газпром', компания, контролируемая Кремлем, является послушным орудием в руках господина из Кремля.
Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) правил нашей страной семь лет. Он действительно чувствовал большую ответственность за вклад в конституционную культуру, чем синьор Берлускони (Berlusconi). Но понимает ли бывший канцлер, что происходит в стране его друга? Возьмем один вопрос, который волнует нас все больше и больше: окружающую среду.
Ущерб, наносимый климату, становится все серьезнее, окружающей среде - тоже. В западных индустриально развитых странах в последние три десятилетия появилась бдительность в вопросах защиты окружающей среды. Добиться понимания не удалось бы никогда без бдительных журналистов, сообщавших о загрязнении и протестах.
В России об этом - почти ни слова. Более 85 процентов всех российских средств массовой информации контролируются нефтяными компаниями, подчиненными Кремлю.
После десятилетий советской диктатуры, когда многое замалчивалось, российская нефтяная промышленность несет, пожалуй, самую большую в мире ответственность за отравление окружающей среды. Аральское море погибло, отравлены химическими веществами большие районы Байкальского озера. В Советском Союзе на протяжении 70 лет не было ни одного бдительного журналиста, который имел бы право предавать гласности все более частые предостережения некоторых советских ученых. Лишь немногие из таких материалов попадали тайком за рубеж. Потом были Горбачев и гласность, новая свобода и много журналистов, надеявшихся, что теперь, они могут заниматься своим делом свободно. И была быстрая и целенаправленная скупка новых 'приватизированных' средств массовой информации крупными российскими энергетическими концернами.
Критика нежелательна
Крупнейший газодобывающий концерн может не опасаться критики: 'Газпром' контролирует подавляющее большинство российских средств массовой информации. Ему принадлежат региональный телеканал AST, телеканал 'Прометей', он контролирует газеты 'Рабочая трибуна', 'Труд', 'Компания', еженедельную газету 'Век' и, разумеется, ему принадлежит издательство 'Газойл Пресс'. К этому надо добавить более 100 региональных газет и журналов.
Что стало бы с бдительностью в отношении состояния окружающей среды, если бы концерн Bertelsmann был приобретен компанией Exxon, ARD - Shell, ZDF - Aral и, возможно, еще FAZ, taz и WAZ концерном BP? Такой бдительности никогда бы не было - ведь пришлось бы уважать интересы собственников. Или нет?
Для бывших канцлеров нашей демократической страны речь идет не только о кодексе чести. Речь идет об их ответственности за нашу страну и о сигналах, которые они подают миру после своего ухода со своего поста, - сигнала о тотальном контроле над средствами массовой информации среди них нет.
Фраймут Дуве являлся с 1997 года по 2003 год уполномоченным ОБСЕ по вопросам средств массовой информации.