Те, кто хорошо знаком с кремлевскими обычаями, знают - когда Владимир Путин в хорошем настроении, нужно быть начеку. Перед отъездом на саммит в Куала-Лумпуре маленький подозрительный огонек так и горел в его глазах, пока он слушал доклад премьер-министра, только что вернувшегося из Брюсселя. По словам Фрадкова, его заверили в том, что 'наши украинские друзья скоро поймут, с каким вниманием в Европе относятся к этой проблеме'. Естественно, он имел в виду конфликт по поводу поставок российского газа, когда в который раз схлестнулись интересы Москвы и Киева. Компания 'Газпром', контрольный пакет акций которой принадлежит государству, решила покончить с бартерной советской системой. До сих пор в порядке платежа Украина забирала у России часть газа, который перекачивался по ее территории в Западную Европу. Сейчас же Россия решила перейти к денежным расчетам. А заодно 'Газпром' объявил о том, что тарифы на жидкое топливо с 1 января 2006 г. будут подняты до мирового уровня.
Естественно, из Киева начали доноситься вопли протеста. Заместитель министра топлива и энергетики даже имел неосторожность заявить, что Украине наплевать на ультиматум и она продолжит, в случае несогласия, забирать газ без разрешения. Алексей Ивченко думал, что русских можно провести. Но забыл о том, что Россия является основным поставщиком газа в Европу, и та не собирается испытывать на себе последствия ссоры 'Газпрома' с 'Нафтогазом'. Осознавая свое невыгодное положение, президент Украины Виктор Ющенко снял с должности министра энергетики и назначил нового переговорщика, который прибыл в Москву в понедельник.
Владимир Владимирович Путин (ВВП) сильно смахивал на кота, поймавшего мышку, когда заговорил о российском газе на встрече с некоторыми своими министрами и экспертами в резиденции Ново-Огарево. Мягким, вкрадчивым голосом он сделал подробный доклад о состоянии украинской экономики, которая, естественно, испытывает определенные трудности, особенно после 'оранжевой революции', но темпы ее роста, по словам Путина, сравнимы с российскими. Кроме того, ВВП заявил о том, что Киев получает крупные финансовые средства в форме кредитов западных банков. 'Речь идет о миллиардах долларов, - уточнил президент, - этого вполне достаточно, чтобы покупать у России необходимые объемы газа по рыночным ценам'. Последним ударом ВВП была фраза о том, что Украина сама добывает 18 млрд. кубометров природного газа, покрывающих потребности украинского населения.
Между молотом и наковальней
В Москве посвященные в курс дела лукаво ухмыляются, потому что считают, что Киев попал между молотом и наковальней. Европа не допустит, чтобы удовлетворение ее потребностей в газе оказалось под угрозой. И Россия это прекрасно знает. ВВП играет мягко. Но в Киеве уже достали другое оружие, подняв проблему российского Черноморского флота, который базируется в Крыму. Один из высокопоставленных украинских чиновников, Анатолий Матвиенко, заявил, что 'если мы перейдем на мировые цены на газ, то получим естественное право поднять вопрос о мировых ценах на содержание иностранных войск на нашей территории'. По соглашению 1997 г. Киев разрешил российским военным кораблям использовать базы в Севастополе до 2017 г. За аренду военного оборудования Москва платит 100 млн. долларов в год. Может ли Киев поставить вопрос о пересмотре этого контракта?
В понедельник переговоры между новым министром топлива и энергетики Украины Иваном Плачковым, возглавившим украинскую делегацию, и его российским коллегой Виктором Христенко продолжались более 4 часов. По их завершению, обе стороны заявили о достижении значительных успехов и выразили надежду на заключение соглашения до конца этого года. На базе постепенного повышения тарифов, как и попросил Путина Виктор Ющенко в ходе их недавнего телефонного разговора.