Событие это продолжает будоражить умы. И не только в Германии. Не затухает интерес к назначению бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера (СДПГ) на пост главы Наблюдательного совета германо-российского консорциума по строительству Северо-Европейского газопровода и среди российских СМИ и политологов. Однако домыслы немецкой стороны о том, что Шредер сговорился с российским президентом Владимиром Путиным, еще до того как им был поставлен вопрос о доверии в немецком Бундестаге и тем самым были назначены досрочные выборы, большинство наблюдателей в России считают, скорее всего, маловероятными.
Как аналитики, так и журналисты больше исходят из того, что Путин 'купил' бывшего канцлера во время его визита в Санкт-Петербург в связи с днем рождения главы Кремля. Причем за сумму, значительно более низкую, чем 1,5 миллионов евро в качестве компенсации за возможные расходы, о которой ходят слухи в Германии.
Как председатель Наблюдательного совета фирмы-оператора Балтийского трубопровода - Северо-Европейской газопроводной компании (NEGPG) - Шредер должен будет защищать интересы инвесторов. Ими на 49% являются немецкие концерны Eon и BASF. 51% принадлежит российскому полугосударственному концерну 'Газпром'.
Известный журналист Роман Шлейнов из критически настроенной газеты 'Новая газета' говорит, что в России назначения, и прежде всего, когда речь идет о ключевых постах, держатся в тайне до последнего момента. Поэтому, видимо, Шредер узнал 'скорее всего последним' о том плане, который Путин, как утверждает Шлейнов, вынашивал уже давно. Михаил Одинцов, председатель Комитета по естественным монополиям в Совете Федераций, говорит, что за каждым крупным экономическим контрактом неизбежно скрываются четкие политические интересы. Поэтому назначение Шредера - объясняет политолог Юрий Погорелый - не является лишь почетной должностью или проявлением дружбы. Шредера ждет, скорее всего, в политической сфере каторжный труд - преодоление серьезного сопротивления проекту, возникшего в Европе.
Однако есть и значительно более недоброжелательные отзывы, и их большинство. Станислав Кучер, известный телеведущий, говорит о 'позоре для России' и 'историческом прецеденте'. Покупка иностранных политиков до сих пор считалась категорически запрещенной, однако, Шредер, как считает журналист, принял предложение, когда еще был канцлером. И видимо, как предполагает его коллега Александр Архангельский, ему придется до конца своей жизни отбиваться от обвинений. Еще до наметившегося поражения СДПГ на выборах в Германии, как говорит Архангельский, Путин и Шредер вынашивали еще более далеко идущие планы. В долгосрочной перспективе оба политика надеялись достичь некоего экономического союза: Россия поставляет сырье, а Германия - технологии и новые разработки.
Бывший чемпион мира по шахматам и критик Путина Гарри Каспаров в интервью электронной версии журнала 'Шпигель' называет случившееся позором для демократии. Он считает, что Шредер позволил 'втянуть себя в мафиозные структуры'. "Это неприятный сигнал для всех тех, кто борется в России за расширение демократии".