13-14 декабря первый вице-премьер и председатель совета директоров 'Газпрома' Дмитрий Медведев (Dmitry Medvedev) значительно повысил ставки в российско-украинском конфликте из-за цен на газ. Угроза поднять цену на поставляемый Украине российский газ почти в четыре раза и сократить его экспорт в Европу стала первым внешнеполитическим демаршем Медведева; цель этого маневра - вбить клин между Украиной и Европой, а также между Европой и США. При всем прагматизме подобной тактики ее успех отнюдь не гарантирован: она может привести к ухудшению отношений между Москвой и Европой и нанести непоправимый ущерб российско-украинским связям.
14 декабря российский газовый гигант 'Газпром' заявил, что в 2006 г. цена за газ, поставляемый Украине, возрастет до 220-230 долларов за тысячу кубометров - эти цифры превышают ожидавшееся повышение цен до 160 долларов, и просто несопоставимы с нынешними тарифами для Украины - 50 долларов за тысячу кубометров. Корпорация связывает новое повышение тарифов с тем, что рыночные цены на газ в Европе постоянно росли, пока продолжались российско-украинские переговоры. Днем раньше первый вице-премьер Дмитрий Медведев (Dmitry Medvedev) - занимающий также пост председателя совета директоров 'Газпрома' - пригрозил сократить поставки газа в Европу в 2006 г., если Украина не согласиться оплачивать импортируемый газ по рыночным ценам.
Угроза Медведева повысить почти в четыре раза стоимость импортируемого Украиной 'голубого золота' и сократить поставки в Европу представляет собой просчитанный демарш, призванный 'отколоть' Европу как от Украины, так и от Соединенных Штатов. Медведев понимает: энергоносители - мощный инструмент торга, с помощью которого Россия может восстановить влияние на Украине, да и усилить свои позиции по всему миру. Именно из-за прагматизма Медведева российский президент Владимир Путин в ноябре этого года назначил его первым заместителем главы правительства. Однако успех этого плана отнюдь не гарантирован, а ставки в игре чрезвычайно высоки. Если события будут развиваться не так, как предполагает Медведев, 'газовый вопрос' не только может испортить отношения России с Европой, но и побудить Киев еще больше отдалиться от Москвы.
Украина получает от 'Газпрома' 75% потребляемого газа: в этот объем входит и определенный процент от объема российских поставок в Европу через территорию этой страны, который причитается Киеву вместо платы за транзит. Украина уже много лет получает преимущества от того, что Россия поставляет газ странам бывшего СССР по сниженным ценам. Однако планируемое 'Газпромом' повышение тарифов приведет и без того непрочную украинскую экономику к краху.
Киев пытался 'переиграть' Москву, угрожая не только перекрыть ее газовые поставки в Европу, но и изменить условия аренды российским Черноморским флотом военно-морской базы в Севастополе. Однако тот факт, что Медведев наращивает давление на Киев, показывает: его угрозы не заставили Россию отступить.
Своей угрозой сократить поставки газа в Европу, если Украина не согласиться платить по установленным 'Газпромом' рыночным ценам, Медведев затронул весьма болезненную струну. 29% потребляемого в Европе газа приходится на долю 'Газпрома', и поставляется он через трубопроводы, проходящие по территории Украины. Некоторые страны - Венгрия, Чешская Республика, Словакия, Австрия и Болгария - получают через этот маршрут более половины потребляемого газа, и не имеют в наличии надежного альтернативного источника поставок. В случае сокращения российского экспорта, несомненно, пострадают и конечные адресаты - Германия, Франция и Италия. Подобное сокращение может даже привести к частичным или полным отключениям электроэнергии по всей Европе - от Украины до Франции.
Ставя под угрозу поставки газа в Европу, Медведев надеется вынудить ее оказать давление на Киев, чтобы тот согласился на рыночные тарифы. Увязывая снабжение Европы газом с готовностью Украины оплачивать собственный импорт по рыночной цене, Медведев пытается выставить Киев в дурном свете. Не случайно пресс-служба 'Газпрома' процитировала слова главы экспортной службы концерна о том, что европейские потребители стали 'заложниками доминирующего положения Украины' с точки зрения транзита российского газа.
Вовлечение Европы в спор может способствовать и ухудшению отношений между ЕС и США. В ходе 'газового конфликта' Вашингтон оказывает Киеву твердую поддержку, и даже побуждает Украину 'порвать' с Россией. С точки зрения Вашингтона, Киев находится в наивыгоднейшем положении - впрочем, газовый спор не ставит под угрозу снабжение энергоносителями самих США. Если Вашингтон будет и дальше призывать Киев не уступать в вопросе о ценах на газ, европейцы, в случае сокращения или срыва поставок в страны ЕС, несомненно, возложат часть вины на Соединенные Штаты.
Действия Медведева могут войти в историю как блестящий маневр - учитывая, конечно, что все сработает как запланировано. Однако если заинтересованные стороны поведут себя не так, как он предполагает, дело может обернуться для России серьезным геополитическим уроном.
Во-первых, Медведев, судя по всему, рассчитывает на то, что Европа вынудит Украину пойти на уступки в вопросе о тарифах. Учитывая значение российского газа для Европы - как и тот факт, что в стремлении России торговать им по рыночным ценам нет ничего сверхъестественного - Европа действительно может вмешаться в спор на стороне России, хотя бы для того, чтобы гарантировать себе снабжение энергоносителями. Однако в европейских столицах не могут не отметить, что цена, установленная 'Газпромом' для Украины, примерно на 50% превышает тарифы, по которым расплачиваются за газ западноевропейские потребители. У европейцев неизбежно возникнет мысль: когда российско-украинский конфликт закончится, им самим, возможно, придется столкнуться с резким повышением цен - и это в тот момент, когда экономический рост в странах ЕС приближается к нулю. Кроме того, если Россия действительно сократит экспорт газа в Европу, последняя вполне может обвинить в последствиях этого шага - дефиците топлива и отключениях - не Киев, а саму Москву.
Предлагаемое повышение цен может нанести непоправимый ущерб и российско-украинским отношениям. Москва традиционно занижала цены на газ, поставляемый Украине и другим странам бывшего СССР, в надежде, что когда-нибудь они вернутся в объятия матушки-России. Если она добьется своего, и Киеву придется смириться с повышением тарифов на газ почти в четыре раза, вслед за крахом экономики исчезнут как дым и сохранившиеся на Украине пророссийские настроения. Таким образом, воплощение в жизнь угроз в адрес Украины, возможно, станет свидетельством того, что Москва решила - эта страна для нее потеряна.