December 19, 2005; Page A17
Это один маленький шаг вперед для одного человека по имени Владимир Путин - и огромный прыжок в бездну коррупции для всего Запада. Прошло всего несколько дней с того момента, как из-под Герхарда Шредера вылетело кресло канцлера Германии, а он уже на собственном примере показал, что не собирается пополнять и без того огромную армию безработных, оставшуюся в наследство от его правления. На прошлой неделе Шредер принял предложение о переходе на один из высших постов в российском энергогиганте 'Газпроме', той самой компании, которая строит скандально известный газопровод, получавший в лице Шредера столь мощную поддержку, когда он был канцлером.
Сомнительные этические аспекты этого шага и скорость, с которой он был сделан, поневоле заставляют задаться следующим совершенно очевидными вопросом: а не было ли в действиях господина Шредера, , когда он проталкивал эту сделку, злоупотребления властью - в особенности учитывая то, что в течение большей части предвыборной кампании он, судя по результатам опросов, безнадежно отставал от Ангелы Меркель? Однако основа под нынешнее трудоустройство Шредера была заложена задолго до того, и это была блестяще спланированная операция, в которой люди пошли по дороге, проторенной капиталом.
Самый первый шаг сделал Маттиас Варниг (Mathias Warnig), глава российского отдела Dresdner Bank, еще в августе месяце, приобретя 33 процента акций 'Газпромбанка'. Кстати, обобрать трофеи с тела разгромленной нефтяной компании "ЮКОС", глава которой Михаил Ходорковский сейчас сидит в сибирской тюрьме, Кремлю тоже помог не кто иной, как Dresdner. В результате господин Варниг, естественно, получил одну из высших должностей в компании North European Gas Pipeline Company, управляющей Североевропейским газопроводом. Это и был тот момент, когда для прихода Шредера все было готово. Сделка получилась почти 'семейная': в то самое время, когда Путин в Дрездене вербовал агентов для КГБ, Варниг работал там же на штази, тайную полицию Восточной Германии. Вот уже воистину, как говорил сам господин Путин, нет такого явления, как бывший сотрудник КГБ.
Однако на самом деле это ведь не самое главное - в конце концов, любого, даже самого важного, политика или бизнесмена Германии можно купить. Разве не может русский олигарх прицениться к ландграфскому поместью где-нибудь в Баварии, чтобы повращаться в кругах аристократии? Картина на самом деле гораздо шире: Путин ставит природные ресурсы своего народа на службу собственной правящей клике, которая окончательно стерла любые границы между частной собственностью и государственной властью. Государство ли управляет 'Газпромом' или 'Газпром' - государством? Путин все свои силы бросает на то, чтобы еще сильнее затянуть узел на веревке, опутывающей внутренние и внешние цели как правящего режима, так и компании, которая поставляет большую часть природного газа, потребляемого в Центральной и Восточной Европе. Это уже не государственная компания. Это уже само государство.
Председатель совета директоров 'Газпрома' Дмитрий Медведев недавно стал первым заместителем премьер-министра, а замглавы путинской администрации Игорь Сечин возглавляет другой энергетический столп государства - 'Роснефть'. Но это не главная причина, по которой расследование обстоятельств покупки 'Роснефтью' 'Юганскнефтегаза', главной добывающей компании "ЮКОСа", с аукциона, больше походившего на фарс, вряд ли состоится. Принцип 'семьи' в Москве понимается буквально: дочь Сечина замужем за сыном генерального прокурора страны Владимира Устинова. В общем, Шредер идет на работу не в 'Газпром', а в администрацию Путина.
Шредер достоин публичного порицания - как от всего народа своей страны, так и от Социал-демократической партии, в равной степени заляпанных грязью из-под колес экспресса, со скоростью которого он несется на свое новое рабочее место. За ту цену, которую Путин и 'Газпром' заплатили на Шредера, они фактически покупают себе респектабельный вид в глазах Запада. Кроме того, выставляя саму компанию на рынок и набирая в совет директоров узнаваемых за рубежом людей, Путин готовит себе план 'Б' на случай, если на внутреннем фронте дела пойдут не так хорошо, как он рассчитывает. После стольких лет грязной игры ни Путин, ни его приближенные уже не могут себе позволить выпустить из рук рычаги влияния, ибо тогда все их дела выплывут наружу. Поэтому надо начинать делиться - как материальными благами, так и ответственностью за них, которая вполне может наступить. КГБ громко кричит о том, что Россию надо защитить от тлетворного влияния Запада, но само при этом живет в точности по заветам записных капиталистов: если не знаешь, что будет завтра - диверсифицируй это.
Нельзя забывать, что 'Газпром' дает Кремлю еще и новый 'опиум для народа', причем бесподобного качества. На Западе они вовсю трубят о своей ловкости, а тем временем государственная пресса говорит людям: вот вам прекрасный пример того, что Западу на самом деле ничего не нужно, кроме денег и нефти. Во всем мире тоталитарные режимы очень любят показывать гражданам своих стран, что, как бы ни кричали американцы и вообще западники о своей якобы любви к демократии и правам человека, с изнанки они так же замараны, как и сами эти режимы. Когда бывший лидер третьей по величине промышленной державы мира с готовностью показывает, как крепко он дружит с авторитарной бандой, он тем самым наносит мощнейший удар по всем силам, стоящим за дело демократии в России.
Энергетика давно уже доказала свою эффективность в качестве политического меча. Теперь же, когда у 'Газпрома' есть еще и щит, сделанный из имен больших людей Запада, он будет действовать и вовсе безнаказанно. На Украине, например, 'Газпрому' в свое время не удалось привести к власти очередную кремлевскую марионетку, и теперь он повышает цены на газ для своего соседа в четыре раза. Согласно последнему заявлению его руководителей, этой зимой, если власти Украины не явятся на поклон к властям российским, поставки газа будут прекращены полностью. Не лучше приходится и Грузии со странами Балтии: пляшите под дудку Кремля или готовьтесь к длинной и морозной зиме, говорят им. Что это, как не новая - и уже действительно 'холодная' - война?
Пока кто-то периодически поднимал голос, наблюдая за перелетом Шредера в более теплые края, на собеседование в Москву приехал и другой кандидат. В российской прессе упорно циркулируют слухи о том, что Владимир Путин недавно на личной встрече предложил пост председателя совета директоров 'Роснефти' Дональду Эвансу (Donald Evans), бывшему министру торговли США и по совместительству старому и близкому другу нынешнего президента Америки Джорджа Буша. Иначе говоря, Кремль готовится замести следы, выложив в 2006 году акции компании на открытом рынке, а для того, чтобы на Западе не боялись их покупать, нужна дорогая и престижная метла, за которой они и охотятся, и, если назначение Эванса состоится, то и правительство Буша наконец публично сделает то, что раньше лишь подразумевалось: своим авторитетом грязные дела Кремля покроет сам ее президент.
В этом и заключается новая стратегия Кремля - чтобы заткнуть рот странам Запада, их 'берут в долю', и они фактически становятся соучастниками кремлевских преступлений. А дальше - чистая логика: когда виноваты все, не виноват никто. Мы уже видели цену, которую приходится платить за политику разглядывания Кремля сквозь пальцы: это и состояние гражданских свобод, это и ситуация в Чечне. Теперь же лидерам Запада, чтобы отнять пальцы от лица, придется не только услышать крики своей совести, но и закрыть уши от тихого, но уверенного зова своего кошелька.
Черного кобеля трут с мылом, пытаясь отмыть смесь из нефти и газа, политики запугивания и политики подавления. Только когда Путину и его команде придет конец, когда в России появятся независимые суды, и Шредер, и все другие иностранцы, которые сегодня тянутся к нему за быстрым и длинным рублем, увидят, что от нефти на руках иногда остаются такие пятна, которые ('Прочь, проклятое пятно! Прочь, говорю!') дьявольски трудно оттереть.
Гарри Каспаров - внештатный член редколлегии The Wall Street Journal, председатель Комитета 'Свободный выбор 2008' и лидер 'Объединенного гражданского фронта' России.