Российский историк Василий Ключевский разъяснил, как появился первый царь, вознамерившийся спасти дух нации: 'Петр взял из старой Руси верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, государственного хозяйства и правительственных учреждений'. Судя по тому, что происходит, у Путина не менее грандиозные планы.
Он взял у Запада то, что ему выгодно. Лидер 'Яблока' Григорий Явлинский иллюстрирует сегодняшнее состояние российской демократии одним анекдотом. Больной на каталке спрашивает у санитара, куда его везут. 'В морг', - отвечает тот. 'Но я же еще жив', - протестует пациент. 'Ну, так мы же еще не доехали'.
Россия изменилась при Путине, и популярность его объясняется несколькими причинами. Во-первых, широкие слои населения смогли благодаря ему вновь обрести чувство национальной гордости, тогда как при Ельцине, для которого бутылка всегда была наполовину полной, они испытывали дискомфорт. Во-вторых, избиратель уверен, что при Путине Россия опять станет великой державой. И, в-третьих, экономика успешно развивается благодаря многократному увеличению цен на нефть и газ, которых у России хоть отбавляй.
В Москве живет сегодня больше миллиардеров, чем в любом другом месте на планете. Одних только миллионеров почти сто тысяч. Что касается рядовых граждан, средняя зарплата выросла с 80 долларов в 2000 году до 200 в этом. То есть, цифровые показатели улучшились, пусть и неравномерно, и теоретически это должно внушать оптимизм по поводу демократии. Однако с ней не все в порядке. Александр Петров, представитель Human Rights Watch, утверждает, что российская политическая система сродни музею восковых фигур: она кажется подлинной, но и руководство, и депутаты, и выборы являются всего лишь фарсом. Вся власть сосредоточена в руках Путина. Он назначает мэров и губернаторов, избиравшихся ранее всеобщим голосованием, точно так же, как и руководителей нефтегазовых компаний с участием государства.
Как объяснить тот факт, что Путин может поступать, как ему вздумается, встречая при этом понимание среди западных лидеров, и при полном молчании внутри страны? Значительную часть избирателей согласилась бы с Лауреано Лопесом Родо (Laureano Lopez Rodo), по утверждению которого необходим определенный уровень доходов на душу населения для существования демократии. Плюс к этому, Путин умело использует в международных отношениях нефть и газ.
В случае с бывшим канцлером Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) он только что продемонстрировал свое умение продавать энергоресурсы, от которых зависят такие страны, как Германия. Шредер получил должность председателя наблюдательного совета в российско-германском консорциуме по прокладке Северо-Европейского газопровода. Согласие на этот пост, а к нему прилагается очень неплохая зарплата, ставит под сомнение принципиальность Шредера, так как именно он договорился с Путиным о строительстве газопровода из России в Германию, финансировать которое будут российский 'Газпром' (51% акций в консорциуме) и немецкие компании Eon и BASF. На этом примере видно, как быстро Путин усваивает уроки. На тот случай, если энергетической зависимости Европы будет мало, он предлагает Западу свои услуги в Иране, Афганистане и Северной Корее. При этом, зачастую не совсем понятно, то ли Путин выступает в роли посредника, то ли использует свое влияние на эти страны, чтобы заставить Запад обращаться с ним как с одним из великих.
Однако у него есть и слабые места, как, например, Северный Кавказ с преимущественно мусульманским населением. В девяностые годы, претендуя на независимость от Москвы, восстала Чечня. Ельцин и Путин провели там две военные кампании, но конфликт, возникший еще в царскую эпоху, до сих пор не завершен. Более того: если три года назад он ограничивался территорией Чечни, то сейчас распространяется по всему Северному Кавказу, где все больше и больше воинственных исламистов. В 2003 году конфликт затронул Ингушетию; в сентябре 2004-го рвануло уже в Беслане, в Северной Осетии; затем в Дагестане; и, наконец, в столице Кабардино-Балкарии, Нальчике, уже в этом году. Коррупция, безработица и милицейский произвол на Кавказе стали питательной средой для исламских боевиков. Так что в этом смысле, хоть Путин и научился обходить западных лидеров и воссоздал в России однопартийную власть, - на этот раз не 'красную', а 'белую', - превзойти Петра Первого ему пока не удалось.