Berliner Zeitung: Госпожа президент Вике-Фрейберга (Vike-Freiberga), о чем Вы сразу подумали, услышав, что Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) будет председателем наблюдательного совета управляющего консорциума Балтийского газопровода?
Вике-Фрейберга: Для меня это вовсе не было неожиданностью. К сожалению. Это окончательно подтверждает наше впечатление, что речь в данном проекте идет не только об экономической, но и о политической сделке. Никто не против того, чтобы немецкая экономика обеспечивала свое снабжение энергоресурсами. Если их можно получать в России, то целесообразно строить трубопровод. Но если при наличии других маршрутов выбирают самый дорогой, то это политическое решение. И если канцлер, принявший это решение, извлекает, предположительно, личную выгоду, то это противоречит всем нормам демократического государства.
Berliner Zeitung: Разве не в интересах Латвии, чтобы проект, который ставит перед вами большие проблемы, контролировал человек, пользующийся международным авторитетом?
Вике-Фрейберга: Вы правы, для нашей страны было бы выгодно, если бы во главе стояла личность, пользующаяся международным авторитетом. Но если политик извлекает выгоду из своего решения, которое он принимал, еще занимая свой пост, разве это не заслуживает недоверия?
Berliner Zeitung: Новый канцлер, Ангела Меркель (Angela Merkel), заверила малых партнеров по ЕС, что будут шире учитываться их интересы. На что вы надеетесь?
Вике-Фрейберга: Мы очень приветствуем такие сообщения. Если Германия ведет разговор с Россией, то это нельзя делать через головы стран, расположенных географически между ними. Мы часто говорим о необходимости общей европейской внешней политики, будь то в отношении России или Ирана. Но ее можно сформировать только путем интенсивного диалога между членами ЕС. Идеальным мы считаем, когда перед действиями на двустороннем уровне первоначально вырабатывается принципиальная позиция партнеров по ЕС по важным вопросам.
Berliner Zeitung: В чем, на Ваш взгляд, заключается общность интересов Германии и Латвии?
Вике-Фрейберга: Мы придерживаемся мнения, что Европа должна быть нечто большим, чем системой регулирования, определяющей, какой длины могут быть огурцы и насколько красными могут быть помидоры. Столетия боролись за то, чтобы найти для Европы общие ценности. При этом в 20 столетии были крупные поражения. Но мы также кое-чего достигли, над чем должны продолжать работать. Одновременно мы обязаны позаботиться, чтобы успех западной Европы, достигнутый за последние шестнадцать лет, имел продолжение и теперь коснулся бы всего континента.
Berliner Zeitung: Какой Вы видите роль Латвии, если говорить о России: как моста или как части буферной зоны?
Вике-Фрейберга: Россия - очень важный партнер для диалога с ЕС и НАТО. Мы готовы быть мостом, у нас нет никакого интереса создавать буферную зону. Наоборот, нам нужны хорошие отношения.
Berliner Zeitung: В Латвии пройдет очередной саммит НАТО. Это не приведет к росту напряженности в отношениях с Москвой?
Вике-Фрейберга: Не думаю. Российское руководство поняло, что мы являемся членом НАТО. А если являешься членом, то можешь принимать и саммит. Это вполне законно и естественно. Это совсем ничего не меняет в наших отношениях с Россией.
Berliner Zeitung: Сейчас о Вас говорят как об очередном генеральном секретаре ООН. . .
Вике-Фрейберга: Об этом я читала лишь в газетах.
Berliner Zeitung: Что Вы думаете об этом?
Вике-Фрейберга: Это была бы для меня большая честь, но, прежде всего, - признание моей родины, Латвии, государства, которое на десятилетия исчезало с карты мира.