Где главный палач Узбекистана Закиржон Алматов, и почему власти Германии не арестовывают его?
Такой вопрос задают себе правозащитники и люди, пережившие пытки, а также те, кто 13 мая оказался среди безоружных демонстрантов в центре массовой бойни на улицах Андижана.
Министр внутренних дел Узбекистана Алматов приехал в Германию на лечение, несмотря на то, что его имя фигурирует первым в списке ЕС по санкциям против Узбекистана. На прошлой неделе он находился в клинике Ганновера. Именно тогда его жертвы подали заявление в германский суд, требуя начать против этого человека судебное преследование по обвинению в преступлениях против человечности. Специальный докладчик ООН по вопросам пыток Манфред Новак (Manfred Nowak) также призвал Германию начать уголовное расследование и выдвинуть против Алматова обвинение. Но ничего подобного сделано не было.
В четверг федеральный прокурор Германии Кай Нем (Kay Nehm) заявил, что рассмотрит требования правозащитной организации "Human Rights Watch" о выдвижении против Алматова обвинений в совершении преступлений против человечности, в убийствах и пытках. Однако по состоянию на вчерашний вечер никто и пальцем не пошевелил. Более того, появились сообщения о том, что человек, известный под кличкой "ташкентский мясник", благополучно вернулся в Узбекистан.
Кроме того, всплыла информация о том, что Узбекистан намерен позволить Германии сохранить военную базу на узбекской территории, хотя ранее власти угрожали ее закрыть. Министр обороны Германии заявил, что благодаря долгосрочному соглашению база в Термезе будет по-прежнему выполнять свою функцию тылового обеспечения немецких войск в Афганистане, в том числе, по эвакуации раненых военнослужащих НАТО.
Несмотря на то, что Узбекистан считался верным союзником Вашингтона в "войне с террором", власти этой страны выгнали американцев с бывшей советской военной базы и потребовали от НАТО вывода всех своих войск и прекращения пролетов над узбекской территорией. Это стало реакцией на критику Запада по поводу кровавой расправы с участниками массовых протестов в Андижане в мае месяце. По приказу Алматова войска МВД уничтожили тогда до 700 человек. Власти Узбекистана оспаривают заявления очевидцев, говоря о том, что погибли 187 человек, в основном "террористы".
Новак в своем заявлении прямо отметил необходимость возбуждения дела против Алматова. "Пытки применяются без разбора - как против лиц, обвиняемых в серьезных преступлениях, подобных антигосударственной деятельности, так и против мелких преступников и всех остальных", - сказал он вчера. Новак также напомнил правительству Германии, что все жертвы пыток имеют право на судебное возмещение, что пытки являются субъектом международной юрисдикции и что государства обязаны проводить независимые расследования в случае утверждений о наличии таких фактов.
Берлин объявил о том, что Алматову было предоставлено разрешение на проведение жизненно важной операции против рака в клинике Ганновера. Когда жертвы Алматова подали заявление в суд, от прокурора не поступило никакой реакции. А посольство Германии в Ташкенте все вопросы переадресовывает министерству иностранных дел в Берлине, которое, в свою очередь, направляет их в прокуратуру.
*Вчера в аэропорту Ташкента была арестована вернувшаяся из России Нигара Хидаятова, являющаяся оппозиционным политиком. Эта женщина позволила себе подвергнуть критике узбекского президента Ислама Каримова. По словам ее сестры, Хидаятова, являющаяся членом коалиции "Солнечный Узбекистан", была задержана при прохождении паспортного контроля и отправлена в прокуратуру.