Сегодня российская Государственная Дума обсудит во втором чтении закон, с помощью которого государство думает усилить контроль над общественно полезными и неправительственными организациями (НПО) и усложнить работу зарубежных НПО. Первое чтение закона, проходившее в прошлом месяце, показало, что большинство депутатов за него. Протесты активистов из правозащитных организаций оказались в то время такими же безрезультатными, как и предостережения с Запада о том, что Россия, принимая этот закон, сворачивает с демократического пути.
Иностранные организации, действующие в России, опасаются, что закон сделает их работу невозможной. Лев Левинсон из московского Института прав человека охарактеризовал намерение законодателей обязать любую общественную организацию проходить регистрацию как шаг назад в советское прошлое: в двадцатые годы, когда в Советском Союзе любая общественная деятельность должна была получить одобрение большевиков.
Кто платит, тот и заказывает музыку
Президент Путин сказал летом, что политическая деятельность в России не должна финансироваться из-за рубежа. Поскольку кто платит, тот и заказывает музыку, и для России это неприемлемо. В декабре глава Службы внешней разведки Сергей Лебедев утверждал, что в НПО, действующих в России, работают шпионы. По его словам, Запад только поэтому так недоволен намерением принять закон. Глава контрразведки Николай Патрушев предупреждал, выступая в Думе, что перевороты в Грузии, на Украине и в Киргизстане готовили террористические и другие организации при поддержке из-за рубежа. Он проинформировал о проекте закона, необходимого для того, чтобы была возможность лучше контролировать иностранные гуманитарные организации в России.
После этого в Совете по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте решили выяснить у Министерства юстиции, действительно ли подготовлен соответствующий проект закона. Министерство это не подтвердило. Однако в октябре чиновники Министерства экономического развития и торговли, следуя своей репутации либералов, передали секретный проект закона российским НПО.
Двурушничество руководства государства
После первого чтения сопротивление против закона усилилось как в России, так и за рубежом. Представители российских НПО всей страны подготовили совместное заявление с протестом, обвинив руководство государства в двурушничестве, поскольку в одном случае оно утверждает, будто хочет построить в России гражданское общество, а в другом - заносит, собираясь принят закон, топор над его институтами. В начале декабря генеральный секретарь Совета Европы высказал, учитывая юридическое заключение по поводу совместимости проекта закона с Европейской конвенцией по правам человека, а также нормы, которых придерживается Европейский суд по правам человека, серьезные опасения в связи с намерением России принять такой закон.
Генеральный секретарь Терри Дэвис (Terry Davis) сказал, что предлагаемые изменения в законе, касающиеся свободы собраний, конечно, преследуют законные цели борьбы против терроризма и отмывания денег. Но другие планируемые поправки имеют слишком ограничительный характер: запланированное требование о регистрации неправительственных и общественно полезных организаций, а также ограничение участия в них иностранцев и несовершеннолетних граждан и право органов власти контролировать деятельность НПО.
Смягчение проекта закона
Россия сама просила Совет Европы высказать свою точку зрения на проект, чтобы смягчить критику со стороны международной общественности. В конце концов, Россия в будущем году будет председательствовать в Большой Восьмерке и помимо этого стремится к этому и в Совете Европы. Две недели назад президент Путин отреагировал на заключение из Страсбурга, а также на ходатайства иностранных дипломатов, таких, как новый немецкий министр иностранных дел Штайнмайер (Steinmeier), просивших смягчения проекта закона. Цель Думы - контроль над денежными потоками из-за рубежа и улучшение транспарентности - в целом правильная, но нельзя из ванны выплескивать вместе с водой ребенка. Не надо требовать от иностранных организаций, чтобы их филиалы или представительства в России в будущем имели статус юридического лица, поскольку тогда они не смогут больше работать. Нет необходимости также в том, чтобы иностранные организации проходили повторную регистрацию. Достаточно, чтобы организации и учреждения сообщали о своих целях и задачах и отчитывались за объемы финансовых средств и имущество, поступивших из-за рубежа, и на что они были использованы. По мнению Европейского парламента, предложения Путина недостаточны. В решении, принятом на прошлой неделе, европейские депутаты потребовали от Думы выполнить все требования Совета Европы, одобрить инициативы Путина и развернуть широкую общественную дискуссию с НПО. Только суды, а не контролирующие органы могут распускать НПО и общественно полезные организации. У иностранцев должно быть право создавать в России НПО и принимать участие в их работе. В последние дни критике проект закона Думы подверг также американский Конгресс. Между тем в Думе внесено много поправок, которые были рассмотрены в согласительной комиссии. Поэтому, каким окажется закон после второго чтения, неизвестно.