Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Второе ускорение

Пять советов Леха Валенсы братьям Качиньским

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние месяцы мы были свидетелями великого боя братьев Качиньских за власть. То, как проводилась избирательная кампания, то, с какой силой они шли на выборы, наконец, то, как они обошлись с 'Гражданской платформой' во время показных, на мой взгляд, переговоров о коалиции, напоминало мне о тех амбициях, которые я помню со времен нашего сотрудничества в начале 1990-х годов. . .

Номер за 29 декабря 2005 года

'Польше нужно ускорение' - этот лозунг я бросил на пороге своего президентства в 1990 г. Сегодня, через пятнадцать лет, я выступаю с ним во второй раз, посвящая его Ярославу и Леху Качиньским на пороге их правления. Ибо, несмотря на прошедшие годы, эти слова по-прежнему актуальны.

В последние месяцы мы были свидетелями великого боя братьев Качиньских за власть. То, как проводилась избирательная кампания, то, с какой силой они шли на выборы, наконец, то, как они обошлись с 'Гражданской платформой' во время показных, на мой взгляд, переговоров о коалиции, напоминало мне о тех амбициях, которые я помню со времен нашего сотрудничества в начале 1990-х годов. Я помню амбиции, которые оказались губительными как для правых, так и для самих Качиньских. Сегодня, в начале самостоятельного правления 'Права и справедливости' и нового президента, мне хотелось бы верить, что будет иначе. Что те амбиции, бывшие когда-то излишними, будут использованы на благо Польши. Поэтому, хотя уже много лет я критически наблюдаю за деятельностью братьев Качиньских, на этот раз я объявляю: Желаю вам удачи!

Во-первых: сильная власть

В этом есть какой-то парадокс, но Качиньским удалось сегодня осуществить мой главный постулат первой половины 1990-х, то есть, тех времен, когда они считали меня смертельным врагом. Они, не меняя конституции, ввели президентскую систему, в пользу которой я многократно выступал. Сегодня они могут спокойно сказать не только 'наш президент', 'наш премьер', но также 'наш Сейм' и 'наш Сенат'. Иными словами, они могут сказать: 'наша власть'. Столь комфортных условий для изменения страны после 1989 г. в Польше не было ни у кого.

Однако, возникает принципиальный вопрос: знают ли лидеры 'Права и справедливости', зачем они взяли власть? Не для того ли только, чтобы удовлетворить свои амбиции? Не для того ли, чтобы по старинке бороться со своими реальными и вымышленными врагами? Тем временем, нашей стране нужна сильная власть, чтобы навести порядок в польских делах. Очистить политическую сферу, придать новые импульсы экономике, использовать возможности, данные Польше вступлением в Европейский Союз - вот самые важные вызовы, на которые новая власть должна ответить не только словом, но и делом. Иначе нас ждут еще несколько лет топтания на месте. Только сегодня, перед лицом глобализации, топтание на месте равносильно откату назад.

Во-вторых: порвать с системой Квасьневского

Самая важная задача, стоящая перед Лехом Качинським, заключается в том, чтобы порвать с моделью руководства страной, навязанной уходящим в отставку президентом. Президентом, лишенным какого-либо видения, не предлагающим никаких конкретных решений для государства, но озабоченного рейтингом, боящегося восстановить кого-то против себя и неустанно заискивающего перед обществом. Да, в течение десяти лет Квасьневский был относительно недурным управленцем. Только вот управлял он польской нищетой. Тем временем, полякам нужен лидер, который бы вывел их из этой нищеты. Им нужен президент, который будет бороться за их интересы, а не перерезать ленточки и похлопывать по спине одних западных политиков за другими.

В-третьих: разобраться с прошлым

В очередной раз бросая лозунг об 'ускорении', я уже слышу голоса противников, которые будут спрашивать меня, почему я призываю к тому, что не сделал сам на посту президента. Отвечу вопросом же: а были ли у меня в тех условиях какие-то реальные возможности провести революцию? Декоммунизацию? Люстрацию? Ответ один: у меня не было на это никаких шансов. Однако теперь, когда правые находятся в комфортной политической ситуации, к этим старым лозунгам нужно вернуться. Только вернуться по-умному, а не так дико, как в 1991 г. пыталось сделать это правительство Яна Ольшевского (Jan Olszewski), а сегодня предлагают доморощенные авторитеты под знаком радио 'Мария'. Сегодня разобраться по-умному с историей не значит силой засадить в тюрьму Войцеха Ярузельского (Wojciech Jaruzelski). A означает это показать всю правду о его деятельности - так, чтобы он и ему подобные не могли больше говорить, что их действия были верными, а величайшей катастрофой для Польши было то, что случилось в ней после 1989 г.

В-четвертых: зарабатывать на ЕС

Вызовы, стоящие перед Польшей заключаются не только в том, чтобы рассчитаться с прошлым. Успех новой власти будет возможен лишь тогда, когда она смело, без комплексов взглянет в будущее. Первые месяцы существования в объединенной Европе показали полякам, что Европейский Союз - это не катастрофа. Однако вместе с этим они не доказали, что это великий шанс. Если мы серьезно думаем о том, чтобы наверстать упущенное, нас не может радовать то, что на ЕС мы не теряем, нужно научиться на нем зарабатывать. Тогда, без особых пропагандистских усилий поддержка новой власти будет возрастать, а Лех Качиньский сможет спокойно думать о следующем сроке.

В-пятых: воспользоваться шансами

Многие меня обвиняют в разжигании конфликтов и личной неприязни к лидерам 'ПиС'. Тем временем, я решил, что, если мне позволят мои обязанности, то я приму участие в церемонии инаугурации Леха Качиньского. Правление Квасьневского оказалось для Польши полной неудачей, десятью годами потерянных возможностей. Благодаря мудрой политике, братья Качиньские могут сделать годы своего правления годами использованных возможностей. Если они будут проводить такую политику, то и сейчас и в будущем они могут рассчитывать на мою полную поддержку. Однако, если они упустят польские пять минут, то пусть знают, что я первым встану на противоположную сторону.

Лех Валенса - бывший президент Польши, лауреат награды Киселя за 2005 г.

____________________________________________________________

Главный редактор журнала 'Wprost' Марек Круль отвечает на вопросы читателей ИноСМИ