Русский историк и драматург Эдвард Радзинский - писатель плодовитый. Он широко известен во всем мире. Из серии его трудов, рассказывающих об исторических личностях, опубликованы к этому времени в переводе на финский язык книги о Николае II, Иосифе Сталине, Распутине и изданная совсем недавно книга об Александре II. Читатель этих произведений Радзинского имеет возможность практически вплотную приблизиться к героям. И при чтении текстов неизбежно возникает вопрос, как же обстоят дела в России сейчас?
Но в любом случае результат прочтения интересен. Радзинский действительно описывает Россию захватывающе и вносит свой вклад в собрание трудов о России, изданных на финском языке. Автор умело использует источники, прежде всего те, которые хронологически привязаны к описываемой эпохе и современны ей, что делает чтение занимательным.
Биография Александра Второго, с подзаголовком 'Великий освободитель России', содержит описание событий в империи на протяжении всего 19 века. Автор, однако, дает ненавязчиво понять, что подобное повествование может касаться и прошлого века российской истории. Ведь часто в российской политике за 'оттепелью' следуют 'заморозки', за некоторой свободой идет реакция, а за ней, в свою очередь, опять потепление в общественной атмосфере.
Отец Александра - Николай Первый - взошел на трон, расправившись с декабристами, выступившими против него. Николай создал режим жесткого самодержавия, режим, который безжалостно расправлялся с любым инакомыслием. При Николае была создана тайная полиция - это его детище. Она бдительно следила за жителями империи, и аресты проводились зачастую без веских причин, расправы были скоры. При Николае появилась предварительная цензура. Восстания подавлялись безжалостно. Любое недовольство гасилось в зародыше, ему не позволяли разрастаться до опасных для царизма масштабов. Россия молчала во всех смыслах этого понятия. После многих лет правления Николая государственная казна России была пуста, армия позорно терпела поражения в Крымской войне, вооружение ее было устаревшим на момент боевых действий, даже судов на паровых двигателях не было. Людей наказывали розгами, крепостное право принимало совершенно дикие формы, государственный аппарат был изъеден коррупцией на всех уровнях без исключения.
А перестройка началась с воцарения Александра Второго. Умирающий Николай советовал сыну продолжить царево дело прежними методами, но сын поступил диаметрально противоположным образом. Последний великий царь был свободолюбивым реформатором, он стремился сделать из России европейское государство.
Как случается со многими реформаторами, Александр выпустил джинна из бутылки и загнать его обратно уже не смог.
Александр отменил крепостное право и приступил к ослаблению цензурных рогаток. Наступило время всяческого освобождения. Новый царь обходился с финнами (жителями Великого княжества Финляндского) ласково, хотя с бунтующими поляками расправлялся без пощады.
Александр созвал прообраз парламента в 1863 году, и Финляндия получила право чеканить собственные монеты, получила собственную валюту. В качестве благодарности в центре Сенатской площади в Хельсинки стоит памятник. Александр Второй был для финнов освободителем.
При Александре расцвела русская литература: Федор Достоевский и Лев Толстой создали свои большие произведения и стали великими писателями русской литературы.
Но реформы принесли и неожиданности. Открытость и оттепель способствовали возникновению террористических течений и революционности, что привело позже к большевистской революции и рождению новой диктаторской эпохи в истории России.
И Александр вел войну против терроризма. На него было совершено много покушений, но только последнее лишило его жизни. Террористы и анархисты добились своей цели 1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге.
Александр работал в последние годы своей жизни над новой конституцией, которая означала бы очередной этап на пути к отмене самодержавия и европеизации России. Сын погибшего императора - Александр III, сев на трон, сразу же 'заморозил' все работы с конституцией и снова внедрил принципы правления, которыми руководствовался его дед - Николай. Тайную полицию стали быстро укреплять.
Россия избрала такой путь общественного развития, который привел к свержению 300-летней династии Романовых в результате революции, свершившейся спустя 30 лет после воцарения Александра III. Настало время для большевиков, которые снова вернули Россию к методам Николая Первого.
Радзинский цитирует Сталина: 'Русский народ нуждается в Боге и царе'. И Сталин был красным царем, а место Бога заняла коммунистическая идеология - марксизм-ленинизм.
Еще одна хорошо ложащаяся в контекст цитата. На этот раз это русский журналист 19 века Александр Герцен: 'Коммунизм не что иное, как николаевские казармы в новом виде'.
И третья цитата, автор которой Радзинским не указывается: 'В России опасно начинать реформы, но еще опаснее - прервать их ход'.
Прочитав книгу, остаешься один на один с мыслью о том, в какой фазе своего развития находится сейчас Россия. Кто сегодня в Кремле: Александр или Николай?
Янне Вирккунен - главный редактор